Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Питер. 2 - 7 мая 2017. 27

Этот немецкий провинциальный учитель открыто рассуждал о ненужности границ между европейскими государствами и о слиянии их экономик на основе разумной кооперации. До 1943 года нацисты и слышать не хотели ни о чем подобном. К концу войны все изменилось. В дело ввели дополнительные резервы. Появились лозунги: «Германия - защитница Европы», «Единый фронт против большевизма», «Вместе дадим отпор Красной Армии», «Европейцы! В крестовый поход против СССР!». Сборища: «Съезд партии французского народа». Массовые мероприятия под призывом: «Европа победит». Добровольцы из Франции, Бельгии, Дании, Испании дружно отправлялись на Восточный фронт: уничтожать «проклятый большевизм». А какие люди! Усатый маршал Петен, клоун Освальд Мосли, бельгийский крикун Леон Дегрель, Аристид Бриан, Муссолини и разные прочие болгарские, румынские стервятники. Работа пошла активно, создавались политячейки для проталкивания «объединительных» начинаний. Муссолини принимал активное участие. Для «консолидации Европы» создал специальные «Комитеты универсализации опыта Рима». Он тайно мечтал «обогнать» слабеющего Гитлера в деле «консолидации европейцев» под своим началом. Ничего нового в этих потугах не было. В ХХ веке первыми по пути создания, даже не единой Европы, а единого мира, пошли левые силы Европы. В Стокгольме Роберт Гримм созвал Третью, объединительную конференцию после Циммервальда. В Швеции была сделана попытка воссоздать распадавшийся Интернационал. Именно в документах «циммервальдистов» на Третьей конференции официально прозвучала формулировка «новый мировой порядок», «временный мировой парламент и финансовые учреждения, подчиненные этому парламенту». Левое крыло ратовало за мирный путь объединения. Эти деятели желали поражения своим национальным правительствам в Мировой войне. Троцкисты и немецкие «спартаковцы» настаивали на неизбежности вооруженной борьбы против национальных правительств. Договориться не смогли. Гримма, лидера «коммунистических глобалистов» сместили с руководства, обвинив в связях с немецкой разведкой. Глобалистскую резолюцию Ашберга и Брантинга не приняли. Бомхофф оказался совсем не школьным учителем. 2 февраля 1951 года спецслужбы организовали бегство Бомхоффа из ГДР в Западный Берлин. Руководил бегством глава западногерманской разведки Гелен (служба, в основном, финансировалась США). Бомхофф оказался эсэсовским офицером (вступил в партию нацистов еще до того, как Гитлер пришел к власти). В семье псевдоучителя увлекались идеями графа Куденхова. Граф был основным теоретиком объединенной Европы для уничтожения большевизма. Групп, работавших над воплощением идеи единой Европы, было несколько, но команда Долецалека (он же Бомхофф) - наиболее эффективная. Западная Европа, по его мнению, должна, при объединении, опираться на структуры СС. Программа состояла из «пяти тезисов». Третий - важнейший (об уничтожении границ между европейскими государствами и создании единой европейской валюты). Уже в 1946 году, в Цюрихе, Уинстон Черчилль произнес речь о необходимости создания «Соединенных Штатов Европы». Текст этой речи написал граф Куденхов-Калерги, а консультантом выступил Александр Долецалек. Планы, подготовленные в недрах аналитических структур СС, через десятилетия привели к заключению Шенгенских и Маастрихтских договоренностей. Скрытая цель - Россия. Гранитный Ленинград выручил и продолжает выручать, как когда-то, в суровые годы блокады. Европейцы не простят нам Эрмитажа и книжных собраний лучших умов Европы. Закат ее, начавшись с препаратов фармацевта Рюйта (его коллекцию препарированных органов и уродов приобрел для Кунсткамеры Петр), привел к чудовищным «выставкам» художников-извращенцев, создающих композиции из расчлененных человеческих трупов. У нас Пиотровский младший добрался лишь до безобидных собирателей мусора Кабаковых и птичьих чучел Яна Фабра.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 26

Дворами выходим на площадь Искусств, потом на Итальянскую улицу, в дом №13. Брат утром принес билеты в Театр музыкальной комедии. Они хорошо оформлены, в оформлении квитка приятная строгость - алый низ, золотой фон, контуры симпатичного помещения.
Мною движет организованная жадность. Дома, в рабочем уголке, где читаю, стены завешаны билетами выставок, театров, консерваторий, концертных залов. Взяты в рамочки, под стекло. Галерея Уффици, Лувр, Эрмитаж, Русский музей, диорама на Сапун-горе, музеи Ватикана, д´Орсе, Музей Вооруженных сил Франции, Версаль. Сотни. Не хватает места. Приходится снимать картины и заполнять проплешины «билетными рамочками». Начал прикручивать на потолок, и, входя в комнату, думаешь: «А здесь обитает псих». Вспоминаешь: псих-то ты сам. И прикручиваешь очередную картинку. Оформление билетов разное - блеклое, небрежное, блестящее, подкупающее. Крупнейшие заведения время от времени меняют оформление. Шесть или семь разных вариантов Эрмитажных пропускных прямоугольничков. Не очень нравится оформление билетов в Русский музей. Убог билетик в Лувр. А вот в Версаль - очень даже ничего. Решил: взятый в рамочку билет Театра музыкальной комедии прикручу на потолок, поближе к лампе. Веселее и светлее.
С В. будем смотреть «Баядеру» Кальмана. Надо «вытаскивать» мозг из «военных» ассоциаций. Мысль «летит» от военной техники на Миллионной и Петропавловской крепости, в Кронштадт, в Шлиссельбург, на линию Маннергейма, к башне «Толстая Мэри» в Выборге. Подъезды к Ленинграду «утыканы» дотами, дзотами, полуразвалившимися укреплениями. Даже Александровский парк в Царском Селе иссечен зарастающими окопами. Север - Ленинград, Хельсинки, Стокгольм, Осло - отдельная история. Украинцы (а это юг) поступают халявно, недальновидно. Как горделивая, но глуповатая Польша. Чуть качнулась история России в сторону, так и побежала различная малость из соцлагеря к новому «большому» брату. Возлюбили Америку. Она нас «прикроет», мы будем жировать и задирать нос перед русскими, которые сорок лет снабжали животворным теплом. Приходит понимание, что новый большой брат - и не брат вовсе. Дядя с одной извилиной в мозгу. «Боливар не выдержит двоих». И с ледышкой вместо сердца. Искусственно сконструированное образование - США с главным стержнем, алчностью - стремительно сдает позиции. Тут аккуратность нужна, а какие-то оголтелые националисты полезли к янки под дряблое брюхо. Юг. Мозги размягчены, а у особых идиотов - кипят. Мерзко выглядят и прибалтийцы: будто кто-то их ограбил. Счета предъявляют. Три выжившие из ума старухи-процентщицы. А попросту - американские прокладки. Неумно. Аукнется. Финляндия отличается от эстонцев или литовцев. Изначально: Германия после 1943 года пролила слишком много немецкой крови. Против СССР должна выступить объединенная Европа. Вот где истоки идей «евроинтеграции» и единой европейской валюты. И ведь объединилась почти вся Европа, а не только Третий Рейх (лучше бы Англия открыто сразилась против Советов, не играла в игры, успев вовремя «соскочить» и изобразив из себя, после позорного Дюнкерка, страну-победительницу). Противен выпивоха Черчилль, сыгравший в Фултоне гнусную роль. Людишки с туманного Альбиона гниловаты (даже Тэтчер со своими людоедскими воззрениями). В сухом остатке: так называемый Европейский Союз, единая Европа - экономическая подготовка того же самого Третьего Рейха. «Учитель Александр Бомхофф, появившийся в селении в 1953 году с интересными «школьными» уроками.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 22

Если произведение искусства не может быть идеальным, то стоит ли им любоваться? Нужно ли стремиться дух свой сформировать в соответствии с нормами, заданными картинами, скульптурами, музыкальными сочинениями? Бога нет, то все можно? Иначе: все можно - и только тогда появляется «высокое» искусство. Слово, звук, изображение беднее реальной жизни. Говорят: «Чтобы сыграть «Ромео и Джульетту» или Раскольникова, нужно подняться до сложности этих образов». Верно и обратное: живому человеку необходимо «опуститься» до образа Чичикова, Астрова или Гамлета с их неизбежным схематизмом и бедностью. Человек, даже самый тупой, способен «влить» молодое вино в «старые меха». Жуковский Василий Андреевич соблазнил будущего императора Николая Первого и его жену творчеством мрачного немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, и теперь его «Парусник» стал одним из символов музея. Когда художник в старости обнищал, Василий Андреевич уговорил императора приобрести собрание рисунков мастера. Непомерный труд нескольких сотен крепостных крестьян, овеществленный в сумме, направленной в Дрезден за работы Давида Фридриха, впечатляет.
Входим в залы с французской живописью. Отчего-то они не убраны роскошной лепниной, паркетом, мебелью. Темноватые стены, а на них работы Делакруа и «Дуэль после маскарада» Жерома. Его же дьявольски соблазнительный «Бассейн в гареме» был заказан Александром Третьим. Сладостная рафинад-картина выставлялась в Салоне в середине семидесятых.
В России отдают предпочтение импрессионистам, восставшим против салонного искусства. Бывшим банковским чиновникам и почтальонам, поддерживающим революционное направление, не хватало мастерства художников, выставлявшихся в Салоне. Император (будущий) Александр Третий разместил полотно Жерома в кабинете, в Аничковом дворце. Демократизм Ватто как бы струится с его полотен. Но есть во мне нехороший червячок. Слабенький я сладкоежка. Мне бы Семирадского да букеты Анри Фантена-Латура лицезреть беспрерывно (хотя Латур был близок к команде экспрессионистов). Но хрустальную рюмку с тюльпанами, яблоком и лимоном (из собрания Кребса) мастер изобразил отменно.
Принял участие в формировании эрмитажных коллекций последний русский самодержец. Чтобы загладить перед великим князем вину за кровавый инцидент, произошедший в японском городе Оцу, император Японии Мейдзи одарил наследника престола уникальными произведениями искусства. Все они хранятся в музее. Будучи уже императором, Николай Второй приобрел эротичную «Марию Магдалину в гроте». Лефевр, салонный мастер, изобразил не Магдалину, а шикарную чаровницу. Парижская пресса, отмечая итоги Салона 1876 года, метко уловила: не раскаяние здесь, а откровенный соблазн. Прямо из Салона вызывающее полотно приобрел Дюма-сын. Когда в 1895 году в Петербурге проходила Французская художественная выставка, русский царь купил картину.
Зря думают, что Александр Третий (мужчина здоровый) был груб, пил, а интересовался лишь военными вопросами. Если бы был дурак, не имел бы такой замечательной жены. Душа гиганта тянулась к изящным искусствам. Два музея создал (один - Русский). Александр Боголюбов, главный «морской» художник России, давал Александру Александровичу ценные советы относительно художников. Он же учил его жену, датскую принцессу Дагмару, рисованию. Благодаря Боголюбову царь приобрел для страны богатейшую парижскую коллекцию Базилевского, отставного русского дипломата. Третий Александр в Зимнем дворце не жил (предпочитал Аничков дворец на Фонтанке, рядом с конями Клодта). В Зимний дворец отправлял прикладное, восточное (рог из слоновой кости «Олифант»). Себя же тешил французской салонной живописью. Кабинетные художники (понятно отчего) сегодня вновь в моде, и картины царя Александра «Бассейн в гареме», «Дуэль» Жерома постепенно превращаются в «жемчужины» музейного собрания.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 20

Мюнхенская Пинакотека задумана для демонстрации новейшей живописи. Плоско и немудрено. В Новом Эрмитаже - «большие просветы» с итальянцами и испанцами: Сурбаран, единственная картина Гойи, Каналетто, Тинторетто, Тьеполо, Мурильо. Николай Первый пожелал сделать крыши залов из стекла для естественного освещения полотен. Лео фон Кленце заказ выполнил, и с В. мы видим сквозь чистое стекло потолка ярко-голубое небо, растворяющее тяжелый свет проклюнувшегося сквозь облака майского солнца. Немец (денег-то на строительство дали немерено) заложил в план следующее. Сногсшибательная парадная лестница: греческий стиль, шоколадного цвета колонны в дорической манере (русские мастера достигли совершенства в создании стюка - искусственного мрамора). Каменный пол с геометрическим узором из черных и белых шашечек. Желтые стены, распахивающие перед посетителями «ущелье», по дну которого бежит, словно белый поток, лестница на второй этаж. Именно эта лестница, а не барочная, Иорданская, считалась главной при входе в Эрмитаж. Скульптор Теребенев создал грандиозные фигуры мраморных атлантов, поддерживающих Эрмитажный балкон. С этих прекрасных изваяний начинается вход в Эрмитажные покои. Сегодня его двери открывают редко, а посетители попадают в музей со двора Зимнего дворца.
После «больших просветов» - зал крупногабаритных полотен голландских портретов (зал Ван Эйка, где предполагалось сначала разместить картины русских живописцев, расположен с другой стороны лестницы). Затем Шатровый зал (Малые голландцы). Малый итальянский просвет. Лоджии Рафаэля. Рыцарский зал. Наряду с залом Ван Эйка, с другой стороны лестницы, - зал Снейдерса, противоположный - зал Рубенса, двенадцатиколонный зал с запоминающимся интерьером. Лестницу Нового Эрмитажа называли не только Теребеневской. Была она и Халтуринской (при Советской власти), в честь Степана Халтурина. Миллионная улица, идущая вдоль здания музея, называлась именем знаменитого террориста.
На первом этаже залы античной скульптуры. Самое ценное изваяние - «Афродита Книдская». Копию скульптуры Праксителя раскопали в Риме в 1718 году, и царь Петр пожелал ее приобрести. Деньги были уплачены, но Папа Римский отказался давать разрешение на вывоз. Понтифику русские пообещали мощи Святой Бригитты, которые хранились у шведов. В итоге глава католической церкви подарил каменную голую женщину русскому императору. Петр приказал сделать в Летнем саду укрытие для Афродиты, и зеваки могли увидеть обнаженную красавицу. Но не с близкого расстояния, поскольку изваяние оберегал вооруженный патруль. Потрясение: голую бабу охраняют бравые гвардейцы. Бритье бород, камзолы, табак и кофе были менее революционны. В XYIII и в XIX веке обнаженные изваяния уже не вызывали протестов. Хотя старообрядцы и называли Петра антихристом, а то и дьяволом во плоти. Кленце, на втором этаже, придумал длинный неширокий зал, расписанный в античной технике энкаустики. Здесь великие творения Кановы и Торвальдсена. Потолок разделен плафонами. В центре их - сцены из античной жизни. Паркет наборный, украшенный геометрическими фигурами. Только теперь это круги. Зал бело-зеленый, и освещение, бьющее в плафоны, сочетается с обнаженными нежно белыми изваяниями скульпторов. Многочисленные бюсты.
В. приближается к шедевру. Антонио Канова. Франция. 1790. Амур и Психея. Писал об этом восхитительном творении. Идеальное лицо крылатого бога любви несколько оценивающее. Он, обладая огромным опытом в подотчетной области, разглядывает лицо на все готовой женщины. Кажется, легкокрылый в раздумье. А может, оценивает: как поточнее впиться в губы млеющей жертвы. Мягкость идеально обработанного мрамора нереальна. Известен вес мрамора. Творение тяжелое. Но громоздкости не чувствуется. Амур, хорошенько исследовав лицо Психеи, может взмахнуть крыльями и улететь. Закрываю глаза, вижу, как уверенный в неотразимости соблазнитель планирует в нешироком зале и скрывается за дверью. Чего голому-то не летать! Эрмитаж наполнен теплым сухим воздухом. Молодец Кленце: правильно понял предпочтение царя Николая Первого. Прямое развитие, а не застой, как в Мюнхене: Египет - Византия - Россия.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 16

Упрекают недоумки большевиков: продали «рафаэля» и купили на вырученную валюту в предвоенной стране технологии, строительную технику, станки. Надо же было восстанавливать и увеличивать площадь Империи. Если бы Петр, Екатерина встали из могилы, они бы одобрили. Вырученные средства шли не на личные нужды руководителей, а на благо страны. Считаю, что Вторая Мировая война началась в 1933 году, Япония навалилась на Китай. Сколько миллионов людей погибло на Дальнем Востоке - никто точно не считал. Родня же первого премьер-министра Великобритании лорда Уолпола, погрязшая в безделье и долгах, также решила расстаться с коллекцией картин и скульптур. Хотели сбыть сокровища в Великобритании. На маленьком островке ни у кого денег не нашлось. В 1775 году наш посол в Туманном Альбионе - граф Алексей Семенович Мусин-Пушкин. Так в России очутились шедевры и среди них (а приобретены сотни полотен!) - «Непорочное зачатие» Мурильо, «Лавочки со снедью» Снайдерса, «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. На подхвате - английские маклеры, готовые мать родную продать. Визг на весь мир был знатный. Для страны толку никакого, зато Уолполы расплатились с долгами, избежали позора и долговой ямы. Англичане ненавидят русских, но в 2013 году потомок лорда Уолпола, лорд Чамли, упросил Пиотровского младшего устроить из картин своего предка выставку в своем имении. Был бы я Министром культуры - не позволил бы вывозить ценности из страны. Слишком много мерзостей совершил этот осколок некогда могучей Империи в отношении России. Говорят: «Улучшаем взаимопонимание». Ага, улучшили! Более мелкие приобретения и отдельные шедевры: русские дипломаты и сногсшибательно богатые вельможи буквально «выскребали» бесценные сокровища.
Дворяне в России подарили разночинцам не только навыки работы в «кружках», но и первые начатки партийной работы (Северное и Южное общество декабристов). Отчаянные вояки, боевые офицеры, не побоялись выйти на Сенатскую площадь. Навыки местной политической жизни хорошо усвоил дворянин Ленин. Во всей полноте шедшее вперед российское общество унаследовало богатейшее культурное наследие.
Питер задуман Петром как европейская столица. Уже при Екатерине Великой «сердцем» Северной Пальмиры становится Эрмитаж. Во второй половине XYIII века музей превращается в средоточие лучших образцов просвещения. Коллекции и подарки шли не только с Запада, но и с Востока: Индия, Япония, Китай. Идя по залам Зимнего дворца, каждой клеточкой ощущаешь гул истории, гремящий, как горная река в ущелье. С дураками, оравшими, что надо бы сбросить Пушкина с «корабля современности», разобрались быстро. Преемственность развития государства была обеспечена. Почти все территории, утраченные с подписанием Брестского мира, были возвращены осенью 1918, когда Брестские соглашения были денонсированы. Екатерина делала покупки и для себя. Коллекция Зимнего дворца пополнилась «Паралитиком» Греза, «Геркулесом» Рейнолдса. Создавали личные коллекции землевладельцы. Все приобретения оказывались в царском дворце.
Не только в Англии государственные мужи, ради личного интереса, торговали культурным достоянием своих народов. Граф Генрих Брюль, министр курфюрста Саксонского Августа, также сбыл свою коллекцию картин и рисунков в Россию. Так появился в отечественном собрании великий итальянский мастер Тьеполо («Меценат представляет Августу свободные искусства»). Картин много, и Екатерина построила рядом с Зимним Старый Эрмитаж. Мебель, лестницы, комнаты, залы – проектировали Растрелли, Кваренги («Эрмитажный театр»), Росси.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 12

Врачи и сестры милосердия дворцового лазарета Его Императорского Высочества наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича собрались под мраморными колоннами Иорданской лестницы. Гемофилик Леша, несчастный мальчик, - покровитель самого лучшего госпиталя для изувеченных войной крестьян. Смертельно больной - смертельно раненым! Плохой знак. Шибанутый мужик Григорий Новых заговаривал Лешеньке кровушку, таскал на руках. Пройдет всего год, и десятки миллионов крестьян, не желавших воевать неизвестно за кого и за что, «уговорят» папаню Лешеньки. Их Величества и Высочества растворились в мутных потоках истории, как и сам директор Эрмитажа Толстой. Керенский со Львовым заняли под министерские «офисы» бывшие кабинеты царей и цариц. Паркеты накрыли брезентом, в комнатах разместили вооруженную охрану. На фотографиях бойцы Временного правительства сидят и лежат на брезенте под золочеными канделябрами. Музей забастовал против большевиков. Двери музея закрылись. Экспозиции были наполовину упакованы, часть успели вывезти. Проводилась эвакуация, опасались, что Петроград возьмут немцы. Люди в серых халатах, бородатые, в беретках, оловянными глазами уставились на фотографа. Деревянные молотки, веревки, холстины из белого хлопка. Забастовка носила формальный характер, поскольку со стен все сняли, скульптуры упрятали в ящики. Императорский музей - особый, волшебный мир красоты.
Профессионалы-искусствоведы, историки, археологи в политике - совершеннейшие ослы. Думали: разбушевалась темная масса. Ворвутся в покои, разобьют, украдут, испачкают. Советскому правительству удалось в кратчайшие сроки взять музей под строгую охрану. Документы свидетельствовали: все будет сохранено. В Зимний дворец беспрерывным потоком, с конвоирами, пошли бесценные сокровища из богатейших частных коллекций. Люди в кожанках, с наганами, вежливо просили принять национализированное добро под роспись. Требовалась срочная оценка, классификации полученного. Русское искусство. Авангард. Куда размещать? Вежливые люди мягко советовали приступить к работе, а не саботировать. Вопрос - «Что важнее: Россия или капризные императоры (государство)?» - быстро решился в пользу служения Родине. Во дворце обосновался Луначарский с Министерством культуры. В этих стенах решался вопрос о всеобщей грамотности, бесплатном образовании, создании обновленной Академии наук. Работа закипела. Экспозиции стремительно восстанавливались. Было решено передать русские произведения в Русский музей, а западных модернистов из коллекций Морозова и Щукина поделили между Петроградом и Москвой. Анатолий Васильевич хотел, чтобы передача ценностей полностью соответствовала правовым нормам. Возникла уникальная лаборатория авторского и имущественного права. Выяснилось, что помещения Зимнего дворца и Эрмитажа не составляли единого целого. Личная собственность государей и казенная собственность. Легко сказать - национализация! Не с дерева слезли. Как юридически безупречно совместить имущество разных владельцев (при том, что большинство из них живы, внимательно следят, что делают с их сокровищами «дети кухарок»)? Вопрос слияния Эрмитажа и Зимнего после семнадцатого года длился несколько десятилетий.
Ленин, когда жил в Питере, неоднократно посещал Сокровищницу искусств. Осенью 1917 года делегаты II Съезда Советов от Украины требовали передать Киеву часть эрмитажных коллекций. «Вежливые люди» охраняли не только винные подвалы, но и блокировали проход во Дворец товарищей с Незалежной, которые опьянели не от вина, а от жадности. На приобретение станков, строительной техники требовалась валюта. Часть экспонатов пришлось продать. Галусту Польбенкану продали, среди прочего - «Портрет Элеоноры Фурман». Обогатились за счет эрмитажных коллекций Меллоны (приобрели «Мадонну Альбу», «Святого Георгия» Рафаэля, ряд работ Ван Эйка). Сталин инициировал Постановление Правительства СССР, и в 1932 году продажи прекратились.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 11

Советской лестница стала называться задолго до утверждения в России Советской власти. На первом этаже Старого Эрмитажа располагались административные помещения Государственного Совета Российской империи. Там же находился Зал заседаний. Члены Совета, маститые старцы в расшитых золотом мундирах выходили из лакированных экипажей с графскими и княжескими гербами, проходили в дверь учреждения. Видели ковровую дорожку вишневого цвета, убегавшую на второй этаж, витые чугунные перила с позолоченными вставками, желтизну искусственного мрамора, порфировые колонны и чинно проходили в Зал заседаний. После революции грех было давать лестнице иное название. Были попытки, при царе, переименовать сооружение (Государственный Совет переместился в Мариинский дворец, где его заседание изобразил Репин). Заниматься этим не стали. Министерству императорского двора пришлось бы переделывать кучу документов.
Возле входа развернута экспозиция, освещающая недавнюю историю дворца-музея. До 10 марта 1917 года часть дворца находилась на балансе Министерства императорского двора. Копия старинной фотографии: Федор Александрович Головин, председатель Госдумы. Сед, благообразен, в глазах отблеск неуступчивого благородства. Директор Эрмитажа в годы революции – Дмитрий Иванович Толстой. Несколько лет назад, в Москве, видел на Манежной площади фоторепортаж 1903 года. Царь Николай устроил костюмированный бал. Супруги Толстые облачились в русские одеяния благородных господ допетровских времен. Она - в кокошнике, меховой накидке, раззолоченном сарафане. Дмитрий Иванович - в шапке, отороченной черным соболем, кафтане. Подпоясан длинным шарфом. На ногах щегольские сапожки на каблучках, с загнутыми носами. Будущий директор музея - в пенсне, усики, загнутые кверху, бородка клинышком. Смахивает на вертлявую надрессированную обезьянку. Мундир с позументами, орденами. Оба его сына - белогвардейцы. Иван эмигрировал во Францию. Андрей оказался в США. Сам Дмитрий Иванович через Киев пробрался в Крым. Когда расстреляли активного монархиста, Управляющего Русским музеем, великого князя Георгия Михайловича, Толстой старший уплыл в Константинополь. Мыкался по зарубежью. В 1941 году скончался. Похоронен в Ницце.
Кабинет Николая II в Зимнем дворце. Стены обиты дубовыми панелями. Мебель стилизована под средневековую. Комната-зал тяжела, мрачновата. В Ливадии кабинет императора веселее. Здесь же стены скрадывают свет даже в солнечный день. В угол засунут кабинетный рояль. После штурма особых разрушений революционные отряды не нанесли. Рояль исчез. На пол сброшены портреты со стен (не понравились красным рабочим и матросам изображения царственных особ). С полочек над диваном исчезли кувшины, вазочки в восточном стиле. Всюду - листы бумаги, веером раскинутые по полу. Порядок можно навести за два часа.
Поначалу музей закрыли, но очень скоро, стараниями Луначарского, он вновь, как и в 1855 году, распахнул двери для всех желающих.
Фотографии времен Первой Мировой войны. Дворец оборудован под лазарет. В Николаевском зале, под тяжелыми люстрами, - стройные ряды железных коек. Финансировало лазарет Министерство императорского двора. На снимках койками занят не только Николаевский, но и Аванзал, Гербовый, Александровский, Пикетный. В Николаевском зале лежали раненные в череп. Кому-то снесло осколком челюсть, кому-то нос. Там же страдали воины с поврежденным позвоночником, парализованные. Слышались крики и стоны несчастных среди белоколонного, мраморного великолепия.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 9

Растрелли придумал фигуры античных богов и героев. Вырезали из пудожского камня, взволокли на крышу. Суровые ветра с Финского залива корежили бедных богов более ста лет. С исчезновением Расстреллиевских скульптур крышу подстригли налысо. Ненадолго. Профессор Академии художеств Попов подготовил тех же греческих и римских вояк и их покровителей из металла. Бронзовые изваяния были не больше Расстреллиевских. 176 новых фигур - подвиг русского скульптора. Сначала сделал двадцать пять моделей из гипса, ну а потом уж - медь. Крыша утратила легкомысленность итальянского творца. Державный «дух» придавил вольно «вибрирующее» строение к площади. Греческие персонажи снабжены символами царской власти.
Множество (и так уже долгие годы) узкоглазых. Очевидно, китайцы, немного - японцы с южными корейцами. Узкие глаза откровенно утомляют. Вижу желтую кожу, хочется пить. Китайцы умнее нас, русских недоумков. Тысячелетняя культура. Мы же им показали пример. Слизали (как и всю электронику) модель конкретного социализма. Несколько тысяч придурков выскочили на Тяньаньмэнь. Требовали покончить с Коммунистической партией. Предупредили по-хорошему. Не поняли. Под утро, перед Мавзолеем великого Мао, валялись дешевые кеды, самодельные транспаранты, лужи крови старательно зачистили тем же утром. Оказалось, что у нас некому было «зачистить» московскую «слизь». Китай рванул вперед, нам же недолго до окончательного распада. Мы, недоумки, предали семьдесят лет тяжелого, порой страшного, строительства нового мира. Как надоевшую игрушку. Россия - не женщина, а капризная девочка-переросток. Все-таки большевики сильны до сих пор. В генах русских - Степан Разин, Емельян Пугачев и Малюта Скуратов. Уже в семнадцатом году царские гербы с крыши Зимнего исчезли. Нынешнему режиму не хватило силенок рубиновые звезды с Кремлевских башен убрать. Ленин с правительством - трезвые технократы. Никаких православных соплей. Киров сказал: Исаакиевский собор - не трогать. Повесили маятник Фуко, устроили атеистическую экспозицию. Ангел над Александрийской колонной стоял не прикрытый все годы блокады. Ни один снаряд, ни одна бомба не попали в Триумфальную колонну. Что же большевики, если они такие варвары, как пишет Солженицын, не уничтожили ангела? Может, Бог (если он есть) воплотился в красную власть, а белогвардейских монархистов покинул? Ведь чудо - ни один снаряд! Были нетерпеливые, из тех, кто Пушкина «сбрасывал с корабля современности». Предлагали: на дворец взгромоздить скульптуры выдающихся революционеров. Ленин не позволил. Он-то серьезно понимал, что такое «преемственность истории», в отличие от болтуна Михалкова. Но скульптуры на крыше покрасили в зеленый цвет, что придало облику строения трагический оттенок. Царь придавил «улетающее» великолепие к земле. Новая власть начинания поддержала. Теперь-то уж Зимний не отойдет в небеса. А вот квадригу над аркой Генерального штаба в конце концов выкрасили в песочный цвет, что сделало четверку коней не такой тяжеловесной. В семидесятые годы девятнадцатого века дерзкое свободолюбие расползлось по империи. Револьверы бомбистов-социалистов, но и запрос Александру Второму: «А у кого на балансе великолепное строение с сокровищами?» Ответ витиеват: хотите - посещайте галереи. Но владелец - его Императорское величество. Большевик Луначарский внес ясность. 30 октября 1917 года царская резиденция объявлена собственностью народа, национализирована. Эрмитаж распахнул двери для каждого в качестве общедоступного музея.

Питер. 2 - 7 мая 2017. 8

А хитросплетения истории? Интересны, но каждого манит свой уголок Зимнего. Место, где должен обрушиться пол в столовой от бомбы Степана Халтурина. В этом году завели часы, в кабинете, где провело последнее заседание Временное правительство (отделавшееся легким испугом, за исключением Керенского). Полировка овального стола манит потрогать рукой поблекшую белизну. Вот и позолоченные часы на камине. Возобновленный их бег рождает множество разноречивых ассоциаций. Кажется, время революций против безвременья реакции вновь пошло. Народ оступился, ошибся, заплатил за глупость миллионными жертвами. Пора приходить в чувство. Я - прав.
Небольшой зальчик, где еще полтора часа после покушения Рысакова-Гриневицкого умирал Александр Второй. Бюст государя-вешателя-полуосвободителя, мемориальная доска. Шинель царя, прошитая пулей террориста Соловьева. Помазанник божий мчался от неудачника-палача зигзагами, пригибаясь. Порвал шпорой подкладку шинели. Страшные вещи - разорванный динамитом сюртук, сапоги. От брюк остались черные полоски. Встал Александр над смертельно раненным поляком Гриневицким, а ноги в крови, сапоги в клочья, от брюк ничего не осталось. Перекрестился, думал, выжил в седьмой раз. Не вышло.
В цокольном помещении, где в результате взрыва Халтурина погибли десятки конвойных, нынче хранятся мумии и ковры с разных концов света. Проходя через ворота во внутренний сквер дворца, останавливаюсь, оборачиваюсь в сторону Генерального штаба. Незадолго до взрыва Гриневицкого Александр Николаевич заметил: на подоконниках дворца, на булыжной мостовой площади валяются мертвые голуби. Оказывается, на крыше поселился коршун внушительных размеров. Хитрый, чуткий. Подстрелить не удавалось. Но однажды птица угодила в железный капкан. Поднялась, волоча стальную скобу, цепь, пролетела к Александрийскому столпу и там рухнула. Смерть пернатого неприятно взволновала императора. Приказал сделать из птицы чучело, поместить в Кунсткамеру. Через некоторое время и сам попал в капкан народовольцев. Прикидываю: где упал хищник. Каждый раз траектория полета меняется.
Те, кто читать не разучился, отъезжая навсегда за границу, приходят в этот зыбкий храм времени. Концентрация общей памяти и красоты высока, хватит излучаемой энергии для того, чтобы «собрать» разваленное по кусочкам время человеческого существования в единое целое. Путаник и дерзкий публицист, издатель эмигрантского журнала «Континент», Владимир Максимов, отъезжая в западную сторону, напоследок явился во дворец. Восторгам непростого дяди не было конца. Он пытался понять: чудо культуры и ужас истории. С одной стороны - Зимний, а на другом берегу Невы - Алексеевский равелин Петропавловки, в котором скончался Сергей Геннадьевич Нечаев. Разодранный сюртук Александра Николаевича и кабинет его супруги, брошенной императрицы Марии Александровны. Писавшие интерьеры Зимнего, изобразили кабинет Марии Александровны. Обит красным шелком. На видном месте - картина Рафаэля с торжествующей Девой Марией. Теперь работа в Вашингтоне. Однако, кабинет несчастной стараюсь посетить всякий раз, бывая во дворце. Несомненно, картины Леонардо и особенная слабость - Камея Гонзага (III в. до н.э., сделано в Александрии, попало в Россию в 1814 году из собрания Жозефины Богарне).

Мелочь, но приятно

Вручение в Московской администрации города Чебоксары памятной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне» ветерану труда, жене фронтовика Щербаковой Елене Григорьевне.