i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Крым. 2015. 72

Бывали в крымской мастерской Коровина многие. Например, Шаляпин. Не было телевизоров, радио. Появились редкие телефоны. Прочтет Шаляпин газету - и к Коровину. Пересказывает прочитанное. Разговаривали долго. Не может подойти - пишет письма. Слово господствовало в отношениях. Говорить блекло, неярко для грамотного человека неприлично. Словом умели «играть». Были мастера технического превосходства над инструментом голоса. Движения тела подчиняли характеру произносимого. Писать слова на бумаге, прочитывать их в книгах, газетах для русского человека второй половины XIX века было увлекательно. Думал крестьянский Ваня, окончивший церковно-приходскую школу, тайно читая Чернышевского: «Вот она, воля!»
Разное время - разные гении. Сегодня - гении невыразительности. Слово в «плевочке-экранчике» мониторчика не звучит. Нет контакта с автором, с оратором. Исчезли выдающиеся ораторы. Свобода, примятая в оболочке слова, обманчива. Та же тюрьма. Но она предпочтительнее неволи электронного устройства. Сотни миллионов боятся электронных носителей. Слово (грамота), как сладкая свобода - умирает, рушится, рвется. Уже несколько десятилетий. Страшно - ведь не видно, кто этим заправляет. Пожилым людям непонятны новые вундеркинды. Сочинения литераторов - убоги, поскольку – «набиты» в ноутбук. Музыка слова и ее гении. Смычок скользит по струне, издает протяжный звук. Выдающийся человек смычком захватывает все четыре скрипичных струны, издает подвижные звуки.
В Ялте, в доме Усатова, учились петь. Еще раньше - в Тифлисе. «Не делайте ключичного дыхания, упирайте в зубы, опирайте на грудь», - призывал бывший исполнитель арий. Почему Усатов запал в душу оборванцу Феде? Научил красиво, сочно говорить (Пешков, друг Феди, ему в этом подражал, басовито «окал»). У Усатова Шаляпин научился диафрагмой изображать реальную ситуацию, настроение героя, выстраивать «образ». «Краска» произнесенного (пропетого) слова - не все. Итальянская музыка, - учили Шаляпина, - хорошо, но поверхностно, слегка «попсово». Иное дело Вагнер. И уж отдельно Мусоргский - «Борис Годунов». Есть в русской опере мелодия. Не она, правда, главное. Модест Мусоргский «психологическими» средствами своих оперных героев оживлял: «Митюх, а Митюх, чаво орем?» «Вона, почем я знаю?» Психологические физиономии проглядывают уже в «Иване Сусанине» Глинки.
Про «психологизм» задело Шаляпина. И Коровина. Он подтрунивал над несобранностью, чрезмерной увлеченностью великого баса. Скуповат был Федор Иванович. А все ж таки дружили, беседовали. Валентин Серов - из их кружка. Переход к психологической глубине от изящной декоративности. Испытание было тяжелым. Передел душевных оснований. Многие ломались.
Тяжелый взгляд Серова. Вызывающий - Шаляпина. Тоскливый (в чужом Париже) - у Коровина. Новая русская элита (и у писателей, экономистов, политиков) быстро взлетела. «Топливо» для взлета - эта самая надломленность. Было у Ленина, у Мартова, у Михайловского, у Плеханова. У Троцкого (из Америки) - не было.
Хожу по большой мастерской, разглядываю картины. В пятистах метрах - дом Чехова. Классики, примеры «новой русской интеллигенции». Достоевский - тот еще «прежний». Тем более Толстой. А покончивший жизнь самоубийством Гаршин (солдат, прыгнувший в лестничный пролет), чеховский брат Саша, племянник (художник) Николай, опять же племянник Михаил Чехов (голливудский актер), Волошин, Цветаева - «болотная» элита. Видел фотографии: Валентин Серов спешит в Крыму на дачу к Юсуповым. Шагает широко, фигура плотная, в котелке. Вылитый конторский служащий. Одинокий ребенок. Вечно по чужим углам «пансионатов». Из гимназии - выгнали. Из Академии художеств - выгнали. Жил при Юсуповых, Морозовых, Мамонтовых. Рисовал портреты Романовых. Портреты злые, честные.
Чехов. Еле закончил гимназию в Таганроге (комиссия сжалилась, по математике поставила «тройку»). Русский и литературу сдал на «четверки». Тоже - по чужим городам и углам. Как и нищий Пешков. Духовные вожди новой эры.
Tags: Крым
Subscribe

  • Больничное – 2.18

    Кто достиг помертвевшего моря – Вечер резвость ветров обуял – Не понять, то ли радость, иль горе С каждым вздохом он в воду ронял. Есть ли смысл…

  • Больничное – 2.17

    Не тешьтесь, братья, знаю точно, Что счастье ждешь, но счастья нет. Простец иль умный жаждет срочно Словить ту птицу в плен тенет. Оно ж до…

  • Больничное – 2.16

    Жизнь нынче трудная дорога, Преграды путников гнетут, А сил по-прежнему немного, Еще чуть-чуть и пропадут. Упавши, полусуществуют, Лежат…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments