i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Деловая переписка

Депутату
Государственного Совета Чувашской Республики
И.Ю. Молякову


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(МИНПРИРОДЫ ЧУВАШИИ)
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

Уважаемый Игорь Юрьевич!
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, рассмотрев Ваше обращение от 29.03.2016 № 8-601, поступившее из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.05.2016 № 12-50/3474-ОГ в Кабинет Министров Чувашской Республики и по подведомственности в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, по вопросу ликвидации особо охраняемых природных территорий (далее также - ООПТ) в Чувашской Республике, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбулой к Федеральному закону 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) определено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно Федеральному закону № 33-ФЗ создание особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Чувашской Республики от 15.04.1996 № 5 «Об особо охраняемых природных территориях в Чувашской Республике» (далее - Закон Чувашской Республики № 5) соответствующими полномочиями наделен Кабинет Министров Чувашской Республики (пункт 2 статьи 14).
В целях реализации полномочий по созданию ООПТ Кабинет Министров Чувашской Республики в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики принимает постановления (например, постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.1999 № 88 , от 27.12.2006 № 329, от 15.08.2007 № 203, от 26.12.2007 № 359, от 30.06.2008 № 201, от 23.07.2009 № 235, от 30.04.2010 № 125, 14.09.2011 №368 и др.).
По своей правовой природе постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.07.2000 № 140 «Об утверждении Единого пакета кадастровых сведений по особо охраняемым природным территориям Чувашской Республики» (далее соответственно - Единый пакет кадастровых сведений, постановление № 140) не может быть признано решением о создании, так как каких-либо положений об этом не содержит, в отличие от вышеуказанных решений Кабинета Министров Чувашской Республики, в которых содержатся соответствующие императивные предписания.
В целях приведения нормативной правовой базы Чувашской Республики в соответствие с законодательством Российской Федерации, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.10.2015 № 384 «О признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» постановление № 140 признано утратившим силу. Отмечаем, что проект указанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики был согласован без замечаний с Прокуратурой Чувашской Республики, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой и другими заинтересованными организациями.
Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики ООПТ действуют и на сегодняшний день. При признании утратившими силу постановления № 140 и положений нормативных правовых актов Кабинета Министров Чувашской Республики, вносящих в него изменения, решения Кабинета Министров Чувашской Республики в части создания ОППТ остались действующими. Так, например, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2006 № 329 «О создании особо охраняемых природных территорий» (далее - постановление № 329) созданы государственный природный заказник регионального значения «Бурундукский» в Красноармейском районе, государственный природный заказник регионального значения «Правобережье реки Илеть» в Козловском районе и утверждены положения о них (пункт 1). При этом Единый пакет кадастровых сведений дополнен соответствующими строками с указанием наименований данных ООПТ (пункт 2). При признании утратившим силу постановления № 140 был признан утратившим силу только пункт 2 постановления № 329, которым внесены изменения в постановление № 140. В остальной части постановление № 329 действует и на сегодняшний день.
Таким образом, признание утратившим силу постановления № 140 не может означать ликвидацию особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики, так как предмет правового регулирования непосредственно не связан с вопросами создания ООПТ.
Следует отметить, что в первоначальной редакции пункта 2 статьи 14 Закона Чувашской Республики № 5 было предусмотрено, что положения об ООПТ и объектах республиканского значения разрабатываются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаются Кабинетом Министров Чувашской Республики. Пунктом 2 статьи 33 Закона Чувашской Республики № 5 Кабинету Министров Чувашской Республики было поручено привести нормативные правовые акты республиканских исполнительных органов государственной власти в соответствие с Законом Чувашской Республики № 5.
Например, поскольку в рамках данного предписания постановления Совета Министров Чувашской АССР от 11.09.1973 № 650 «О частичном перераспределении лесов Чувашской АССР по категориям защитное™» (далее - постановление Совета Министров Чувашской АССР № 650), от 02.04.1981 № 186 «О взятии под особую охрану памятников природы Чувашской АССР» (далее - постановление Совета Министров Чувашской АССР № 186), приказ Министерства лесного хозяйства Чувашской АССР от 23.09.1985 № 252 «О выделении и сохранении лесных генетических резерватов» (далее - приказ Минлесхоза ЧАССР № 252) не содержали положения о соответствующих ООПТ, они подлежали в приведению в соответствие с Законом Чувашской Республики № 5.
Также отмечаем, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (далее также - кадастр), включающего в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Статьей 29.1 Закона Чувашской Республики № 5 установлено, что ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется органом исполнительной власти Чувашской Республики в области природопользования и охраны окружающей среды в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила формирования и ведения кадастра установлены Порядком ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 № 69 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.04.2012, регистрационный № 23810) (далее - Порядок).
Кадастр является государственным информационным ресурсом, систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктами 5, 25 Порядка под ведением государственного кадастра особо охраняемых природных территорий понимается совокупность действий, включающих в себя свод, структурирование, хранение, накопление, обобщение информации об ООПТ и учет таких территорий. В числе сведений об ООПТ указываются, в частности, название, категория, значение, профиль, статус ООПТ, дата создания, реорганизации, месторасположение, границы, географическое положение ООПТ и т.д.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ и Законом Чувашской Республики № 5 предусмотрено формирование и ведение кадастра, а не Единого пакета кадастровых сведений. Более того по своей структуре и форме содержание Единого пакета кадастровых сведений не соответствовало требованиям Порядка.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 № 370, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В ходе обновления в кадастре сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, осуществление которого предусмотрено Порядком, в том числе сведений содержащихся в Едином пакете кадастровых сведений, было установлено, что в отношении некоторых особо охраняемых природных территорий регионального значения не принимались решения об их создании, как того требует законодательство Российской Федерации и законодательство Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 40 Порядка уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения ежегодно утверждает перечни особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В целях реализации данного положения приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 19.02.2016 № 155 утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения по Чувашской Республике (далее - Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики). В настоящее время Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики содержит 58 ООПТ: 29 регионального значения, в их числе 19 государственных природных заказников, 9 памятников природы, 1 этноприродный парк и 29 памятных природных объектов местного значения.
В Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики не включены 17 лесных участков, выделенных в качестве памятников природы и памятников лесохозяйственной деятельности постановлением Совета Министров Чувашской АССР № 650, поскольку данное постановление признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 № 272 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Чувашской Республики».
Также в Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики не включены 43 природных объекта Чувашской Республики, взятых под особую охрану постановлением Совета Министров Чувашской АССР № 186, так как названное постановление признано утратившим силу постановлением № 140.
Кроме того в отношении указанных лесных участков и природных объектов, как было отмечено ранее, Кабинетом Министров Чувашской Республики решения об объявлении их памятниками природы регионального значения, а территорий, занятых ими, - особо охраняемыми природными территориями не принимались.
В Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики не включены 5 лесных генетических резерватов, которые были выделены приказом Минлесхоза ЧАССР № 252, так как решения Кабинета Министров Чувашской Республики об объявлении их особо охраняемыми природными территориями также не принимались.
В Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики не включены 65 природных объектов, поскольку в отношении них не приняты постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об объявлении данных природных объектов особо охраняемыми природными территориями, а также отсутствуют положения о них.
Вместе с тем все вышеперечисленные природные объекты, не вошедшие в Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики, несмотря на отсутствие решения об их создании, а также независимо от статуса, на сегодняшний день имеют особо охранное, эстетическое, рекреационное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель на их территориях не осуществляется.
Согласно подпункту «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 № 406-ФЗ, и вступивших в силу 30.12.2013) органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики сформирован из созданных до 30.12.2013 в соответствии с действующим законодательством ООПТ. Режим их особой охраны не изменен и не подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики главам муниципальных районов и городских округов направлено предложение по рассмотрению вопроса об объявлении 23 природных объектов, не вошедших в Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики, особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Работа по созданию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на территории Чувашской Республики ООПТ регионального и местного значения, в том числе в части оформления статуса 65 ООПТ, не вошедших в Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики, будет продолжена.
На основании вышеизложенного, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики отмечает, что мероприятия в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения осуществляются в Чувашской Республике в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В.Н. Кузюков
Tags: Деловая переписка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments