i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Крым. 2015. 41

В бильярдной полутьма. Над столами круглые светильники с большими абажурами. Ярко освещаются столы, на которых желтые шары в беспорядке. Играющих немного, они плохо видны. Из мрака на зеленое сукно ложатся руки, трут кий, острие которого раскалено светом до бела, а вот противоположный конец невидим. Сумрак, словно нелепое животное: громаден, а из мягкой массы хищно выскакивает огненное острие: туда-сюда, туда-сюда. Ладони игрока, как желтоватые зубы, между которыми просовывается жало кия. Животное кормит лохматую плоть желтыми орехами-шарами. Они мясисты, тяжелы, и материальную полноту доносит до зрителя масляная желтизна. Щелк - и шар катится, расталкивая другие, рассыпаны по сукну. Мех тьмы густ, но хищник скоро сдохнет. Он не может острым языком-кием подцепить ядро шара.
В бильярдных, в полутемных пивных, за карточными столами господствуют краски. Переливчатость полутьмы напряжена тишиной азарта, греха. Грех, настоящее непотребство бесшумны. Разве вор, укравший кошелек, производит лишние звуки, пересчитывая в темном переулке купюры. Определяя грех, современные люди с наслаждением обозначают мерзость: «Деньги любят тишину. Бизнес тих, незаметен. О серьезных «делах знают немногие», - возбужденно курлыкают лохи.
Остаются краски: черная, серая, темно-синяя, густо бордовая, насыщенно зеленая. Ну не желтый же, не голубой «Квадрат» у Малевича. Он у него - черный: бездна, безграничность, концентрация зла, смерть. Не нужно сказок про «ба-гуа» и древних китайцев. Друг Малевича, Матюшин, определил четко: «Победа над солнцем» (Крученых - текст, Малевич - оформление сцены). Опера. Для постановки Казимир и нарисовал свое бессмертное чудо-юдо - «Квадрат». Супрематизм. Доминантное искусство. Ван Гог: при помощи краски можно совершить преступление. Сам – побоялся. Преступником оказался Казимир. Хотя со времен Джотто в живописи цвет обуздывался формой, предметностью.
В темной бильярдной границы предметов размыты, объекты вместе с субъектами разломаны, разбиты. Мохнатые руки сумрака. Напряжение не доброты, а греха. Отброшен Джотто. Цвет-зверь, цвет-убийца выпущен на свободу. Человек хилыми органами чувств тысячелетиями обуздывал свет и тьму, синие моря и блеск грозы приблизительными очертаниями, формами. Смысл жизни человека в том, что он - формотворец. Великий труд достиг определенных итогов. Явился Джотто. Зверюгу-цвет, великий поток переливающихся красок обуздал. Но явился и Малевич, как конокрад, сдернул уздечку формы, и распласталась, распухла, разлохматилась тучка черного, серого, бурого, синего: «Милая моя краска», - стонал Казимир-формокрад, поглаживая лохматые бока дикого чудища. Велимир Хлебников подвывал: «Буква оскверняется словом». Матюшин: «Звук принижается тональностью и размером».
Бильярдная поразила властью цветоформы, живым проникновением в уголки души. Самостоятельное содержание мира красок возвысилось, показалось: природа - не материя, природа - цвет. Она же отражает нас, она красит нас, но мы не в состоянии глянуть на свои тела, заляпанные красками с полной откровенностью. Нам не дано добраться до красоты радуги, взлетевшей в небеса после дождя.
В бильярдной не было душно. А тяжесть была. Вышел на воздух. Спала тяжесть. Бетонная плита черного слоя не успела меня сломить. Звезды скупо мерцали. Доносился грохот прибоя. Вот корпус «Пушкинского». Внутри, в углу, черный бюст поэта, ковры, чугунная лестница на второй этаж, стены и потолок в растительном орнаменте. Никого. Тихо. Нет грозных шепотов. Но блики света на расписных стенах пронзительно опасны. Корпус «Шаляпинский», «Кипарисный», «Чеховский» (там старые магнолии у входа), корпус центральный, Губонинский. Дальше - ресторан, где обедаем, больничный корпус. В свете синих фонарей мгновенными призраками проносятся летучие мыши. Две веселые старушки, доверительно обнявшись, слушают журчание фонтана «Ночь». Одна, что повыше: «Какая красота! Ведь она, с факелом, голая, а никакой порнографии».
Tags: Крым
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments