i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Заметки на ходу (часть 210)

Есть вид музыкального тунеядства – джаз. Родился он в Америке. Америка – странная. Все время придумывают что-нибудь халявное. В процессе изобретения увлекаются, получается нечто занимательное. По сути-то как было, так и осталось халявой. Любой разумный человек понимает. Разумному человеку становится интересно страстное увлечение ерундой. Они из этой дряни что-то там собирают. Гершвин пытался оперы писать в джазовом ключе.
Толстые губы и квакающий рев Луи Армстронга завораживают красотой безобразия. Это так безобразно, что получается хорошо. Известно, что негры, и ясно, что их спиричуэлс здесь поприсутствовали.
Стоит послушать Барбару Хендрикс, распевающую церковные госпелы, чтобы понять откуда взялась мяукающая Билли Холидей. Занимательно что-то делают с голосами. Страстные мяуканья, визги, вопли и рев в диком ритме заставляют тебя верить, что это хорошо. Сначала буквально сшибает с ног: так нельзя ни петь, ни играть. Музыка сделана между прочим. А как еще могли делать музыку рабы? Им нужно пахать на плантациях (правда, было тепло – отсюда, видимо, в этих звуках столько пронзительного вечернего зноя).
Негры, исполняя свою музыку, увлекаются, сильно потеют. Лысые, грузные, с седой щетиной, они наяривают на саксофонах, контрабасах и барабанах. Их большие глаза, с желтоватыми белками, влажно выкачены из орбит. Царь их – хищный, порочный тенор-саксофон. Правда, Луи Армстронг играл на трубе. Но не труба, а саксофон у них главный. Огромные тетки. Когда исполнение набирает ритм, они тоже обильно потеют. Себе не принадлежат, а полностью растворяются в ритме. Их огромные тела в блестящих платьях колышутся, ноги топчутся по сцене, пальцы выщелкивают ритм в такт барабанам. Они визжат, даже вопят в экстазе. Это так сексуально. Их крики заменяют собой остальное в половом акте. Вопли так зазывны, что мужики от них кончают. Сказано же – рабы. И дело не основное, и уж если нашел свободную минутку, чтобы заняться «музыкой», то надо делать конкретно.
Почему в Новом Орлеане джаз играют на похоронах? Потому что ненавидят музыку белых и потому что свободного времени мало (сейчас свободного времени, наоборот, у негров слишком много). Вот выдалась свободная минутка – хоронят собрата – там и играют свою музыку. Они и Бога-то, Иисуса Христа, по-своему любили – жарко и томно. Блюзово.
Джазовые певицы колышат своими огромными телесами, зашедшись в пении. Да и вся народная музыка, весь фольклор, как бы между прочим. Не главный в жизни. Массовая музыка насквозь такая. Композиторские изыски к массовой музыке имеют мало отношения. Творения Бетховена, Чайковского и Шостаковича – необязательное насилие над нотным станом. Подавляющей массе попытки из скудного набора сделать нечто сверхъестественное не нужны. Семь нот – и все. Хочешь попеть, поплясать – вот эти семь нот. Людям больше и не нужно. Им нужен, очень нужен ритм. Барабан, бубен, бонг, кимвал, медные литавры – это обязательно. Ритм, ударные – вне музыки. Ударные в музыке, ритм – это перец и соль музыкального творения.
У великих все то же – ритм в основе. Но великие изощряются, зарывая в мясе гармоний стальной скелет музыки – работу ударных и ритм. Что они выделывают с ритмом, как изгаляются над ним! Он то тягуч и медленен, то несется, как скорый поезд, то рассыпается мелким бесом. У них было время колдовать над семью нотами.
У негров-рабов и крепостных его не было. У них там – жара. У нас тут – мороз. От наших «блюзов» веет холодом. У них – горючие слезы, у нас – сухие глазницы – все давно выплакали. Но и там, и там, уж если смеются (редко, правда), то зло, не по-доброму.
И нигде среди народа (что черного, что белого) не измываются по-композиторски над убогим набором звуков. Церковь это хорошо чуяла. Оттого все хоровые произведения у них – простые и прямые, как чугунные рельсы. Проще, чем в фольклоре. Когда пошли бахи с органами – это была уже не народная церковь.
Tags: Заметки на ходу
Subscribe

  • Мелочь, но приятно

    Открытие турнира по мини-футболу памяти депутата Государственного Совета Чувашской Республики Игоря Анатольевича Кушева на призы газеты «Республика».…

  • Мелочь, но приятно

    Посещение Чувашского национального музея.

  • Мелочь, но приятно

    На Красной площади города Чебоксары.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments