i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 77

Скрипок больше, чем роялей. В этрусской гостиной значительная коллекция пошетт - маленьких скрипочек. В витринах, под освещением, они напоминают фантастических жучков, бегущих по стеклам вверх. Рядом - экспериментальные смычковые. Есть альты, виолончели, контрабасы. Один солидный контрабас богато изукрашен, а сбоку притулился полукруглый футляр и драгоценное изделие - скрипка, корпус которой сделан из панциря черепахи. Амати и Страдивари не видел, но были иные старинные умельцы, имен которых не запомнил.
В музее не было ударных, а ведь идиофон древнейший инструмент, а различного рода ударные появились во время формирования человеческой речи. Справедливо сказано: «Хорошо произнесено – уже спето». Убогие мычания, как повторяющаяся реакция на состояния страха-радости, взнуздывались ритмом. Облако нечленораздельных звуков, как сахарная вата, насаживался на ритм барабана. Если бы не отбивался ритм, мы бы до сих пор мычали. Природа приходит к нам в виде воды, чего-то твердого (камень), рассыпчатого и в виде звуков. На стене человек начинает что-то карябать (и неплохо получается), а стена звуков, ежесекундно обрушивающаяся на головы человечества, сразу атакуется скреблом ритма. Неандертальцы, кроманьонцы - жалкие племена животных. Но изображение подобного и отбивание ритма (зародыш часов) вырывает человека из окружения иных зверенышей. Живые существа отстукивают интервалы, но человек способен отбивать разные ритмы. Он сочетает их с бегом зубров и диких лошадей, нарисованных в пещерах Пиренеев.
Но идиофона, барабанов, литавр, ксилофонов в музее не было. Скрипки - инструмент извлечения сладкого сока гармонии из белиберды природного звучания - в изобилии. Рояль, скрипка похожи на ювелирные изделия. Они позволяют выстраивать звуки в гармонических сочетаниях. В основе простая рациональная зависимость (с чего, собственно, и начинался рояль): музыкальный интервал построен на основе математической пропорции. У скрипки четыре струны. Они имеют разную толщину, и разница в высоте звучания равна музыкальному интервалу под названием «квинта». Изначально, в XI веке, была струна, натянутая над деревянным ящиком. Передвижной бегунок менял звучание натянутой сухой жилы. Найденные опорные точки звучания составили октавы. Называлось нехитрое устройство монохордом, и его любили монахи. Последовали клавесин, клавикорд, верджинел.
В одном из залов столпотворение старинных роялей. Будто черные чудовища подползли к проходу, как к ручью, чтобы напиться. Клавесин - большой, угластый, густо расписанный, как уголовник татуировками, взят в обширный пластиковый футляр. Клавесины по всему просвещенному миру держат оборону против роялей. Звук у них отрывистый, резкий, четкий. Выстрел-звук, выстрел-смерть. Когда тарахтит клавесин по ладам, чудится, что работает пулемет на позиции. Валятся, валятся трупы. В фильмах это заезженный образ. Плачут во время затишья, наяривают на гармони в тишине. «Два бойца»: Марк Бернес поет «Темную ночь». Уместное среди развалин звучание клавесина - мертвый, разваленный город, и смерть, используя клавесин, как инструмент, дробно, быстро метит каждый обломок своей печатью.
Человек искал красоты, как услады. Углубление чувственности не прекращалось столетиями. В итоге два снаряда - скрипка и рояль - дали приблизительно то, что было искомым.
У Рубенса имеется великолепное полотно, на котором броско, сочно изображены различные музыкальные инструменты. Какая огромная пропасть между хирургическими и музыкальными приспособлениями! Все лучше было. Лучше - это тогда, когда противоположности достигают наивысшего предела: Рафаэль - Босх. И орган, соединивший противоположно-направленную мощь клавишных и духовых. Что может быть выше этого?
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments