i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 72

В ореховой гостиной разместили подарки по торжественным случаям. Запомнилось огромное зеленое блюдо из нефрита и обложки поздравительных адресов - серебряные, позолоченные, массивные. Безделицы в псевдорусском стиле изготавливала фирма какого-то немца, который фамилии не называл, но жил в Москве. А вот господин Овчинников и К° фамилию свою рекламировал весьма усердно. Эмали с московскими видами были чудо как хороши. В аванзале дворца, в глубокой нише, белые стулья современного дизайна, круглый стол. Мебель совершенно не сочетается с царственной обстановкой. Глубокая ниша отгорожена от зала веревочкой: не заходить! Безвкусица портит роскошные интерьеры, но именно на этих стульях, очевидно, заседают почетные гости, снимаются интервью с самим хозяином «Реновы».
В столовой знакомлюсь с коллекцией картин, принадлежащих фонду. Класс полотен чрезвычайно высок, но с бору по сосенке. В музеях мирового уровня (Третьяковка, Русский) - научно составленная экспозиция. Произведения искусства выходят за рамки материального (сущность автора, время создания, технические возможности и приемы). Таинственный свет струится за пределы красок, форм, звуков. Сначала специалист овладевает материальными условиями, в которых формировалось произведение. Тщательно исследуется личность творца. Но это - подготовка. Затем выход в область излучения, в поля прекрасного, в то, что делает объект бессмертным. Есть знатоки, способные точно предсказать: артефакт не проживет и года. Потом - забвение. А этот протянет лет сто. Стараются умолчать (и время также молчит) об истинных шедеврах. Догадавшийся хотел бы сохранить чудо только для себя. Так было и с Иоганном Себастьяном Бахом, бедным церковным музыкантом. А Вермеер? Классический пример Караваджо. Знатоки умеют главное - определить, в какую сторону прольется чудесное излучение. Пишутся книги (их, настоящих, немного), в которых объясняется, почему общество пойдет путем, указанным именно Леонардо, прочувствованным Моцартом, приоткрытым Брунелески.
Музей - не собрание древностей, а, пусть и приблизительное, указание будущих времен, будущих событий, на которые «лучами» указывают шедевры. Эти сияющие «алмазы» формируют и будущие времена, и будущие пространства. Завсегдатай устоявшихся выставок это чувствует. Но, появляется человек с деньжищами. Субъект коварный, хитрый. Ему необходимо выгодно вложиться финансово и политически. Скупается все, что возможно. Яйца Фаберже - вершина. А сколько мусора понакуплено на украденные деньги!
Пора устраивать антимузеи. На антивыставках демонстрировать хлам, из которого (часто случайно) выковыряли ювелирные шедевры, выдающиеся картины, редчайшие рукописи. Тень многопудового хлама присутствует уже в музее личных коллекций, прилепившемся возле собрания слепков им. Пушкина. Дух скопленного мусора витает в отреставрированных интерьерах Шуваловского дворца. Бывший продавец самопальных варенок накупил эксклюзивы. Получил дворец в центре одного из лучших городов мира. Все свалил в кучу. Излучение, лившееся веками от каждой вещицы, перекрасилось, схлестнулось, запуталось в таких же свечениях, льющихся от соседних произведений. Дворец превращен в дорогую клетку. Дверка - на замке (этому способствуют мордатые бугаи, пасущиеся в каждом зале). Старушки-смотрительницы в Эрмитаже гораздо уместнее. Понятно, почему старушенции: они не мешают свету искусства проистекать в нужном направлении.
Любимый художник царя Александра III (и, потом, мой тоже) - Генрих Семирадский. Две работы, как всегда, сладкие, словно юг Италии, преувеличенно красивые, презрительно, недосягаемо мастеровитые: «Канатоходка», «Суд Париса». Тут же мастер иного плана - Маковский. Карл Брюллов (не сладкий, а просто прекрасный): «В церкви Санта Мария Маджоре». Есть и Айвазовский. Случайный Ренуар. Зачем-то Луи Вальта. Скинуты в один зал. Да и Фаберже после революции сиганул в Прибалтику.
Tags: Питер
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments