i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 71

Двадцатый век - век ширпотреба. Но основы массового стяжательства сложились во второй половине девятнадцатого столетия. В схему - рука - изделие - вторгается третий элемент: машина. Ткани текут километрами, нитки (разных цветов) - миллионами катушек, сложные технические устройства разбираются на элементы, удобные для штамповки, и прессы грохочут сутками. Никаких стеклодувов: машины так вдуют на сотни тысяч бутылок, что мало не покажется. Элитные ювелиры сопротивляются дольше всех, но и они переходят к массовому производству. Специализация приобретает массовый характер. Все меньше работников, способных, в одиночку, сделать неповторимую вещь от начала и до конца. Эксперимент приходит в оперу и балет. Балерунчик всю партию отплясывал сам. Певец в одиночку отрабатывал арию. И вот один танец разделяют на куски, и несколько человек отрабатывают только свой элемент: пробежка, поддержка, прыжки, вращение - всё разные люди. В арии основную партию ведет один солист, но на высокие ноты подряжен другой исполнитель - он их и берет. Оркестр - собрание заранее скомпонованных инструментов. У каждого - своя партия. Сопротивляются: изделие стоит дорого потому, что ручная работа. Не катит. Массово берут то, что приблизительно похоже на эксклюзив, но сработано по иной схеме и стоит в десятки раз дешевле.
Размышляют над гениальной «Меланхолией I» Дюрера. Крылатая женщина грустит, подперев голову рукой. У ног - шар идеальной формы. В позднее средневековье умение сделать идеальную сферу считалось ремеслом очень высокого качества. На уровне груди грустящей дамы - мальчик, читающий книгу. Символ не просто ремесла, но учености. А над головой задумчивой женщины - песочные часы (они у Дюрера присутствуют почти во всех гравюрах), башня, врезающаяся в небо, взрывающаяся комета и колокол, веревка от языка которого скрывается за пределами полотна. Есть еще и алхимический тигель, и магический многоугольник, но высший уровень - там, над головой. Символ незавершенности знания, относительности истины, напрасных поисков совершенства. Ларс фон Триер свою «Меланхолию» снимал по мотивам гравюры великого Нюрнбергского гуманиста. Считаю - фигура Меланхолии, помещенная в центре трех слоев человеческого существования, есть предчувствие стандартизации. Грустно, но массовость всего - производства, мысли, музыки, человеческих отношений - есть поражение человечества, тайный намек на его конечность. Море пустых, хотя нередко оригинальных, вещичек, картинок, тряпичек, словечек, поступочков, полубодрствования, полусна - чудовищно, неизбежно. Вот вам и «Меланхолия» как предчувствие сладкого плена стандартизированной посредственности.
Параджанова недолюбливали. Он на помойке наберет деревяшек, обломков, лоскутков, да и сварганит что-нибудь яркое, занимательно-эксклюзивное. Были хитрованы, что наработанные приемы художественной манипуляции присобачивали к великим событиям. К примеру, режиссер Мотыль фильмы «Звезда пленительного счастья» украшал песенками, «Белое солнце пустыни» - анекдотами, «Женя, Женечка, Катюша» - цветными картинками и несерьезными поступками. А ведь трагедия декабристов, беда Гражданской войны, подвиг Великой Отечественной совсем не те площадки, на которых, начитавшись Бахтина, можно выгуливать овец «смеховой культуры».
В зале пасхальных яиц, в уголке, на широком поддоне - маленькие яйца, которые в девятнадцатом веке мог купить любой приказчик, студент, половой из трактира, чтобы подарить своей зазнобе. Основной доход фирме приносили именно эти симпатичные малюсенькие ядрышки. В следующем зале, отделанном темным ореховым деревом, - царство великолепных безделушек: портсигары, кошельки, настольные письменные приборы, рамочки со старинными фотографиями, множество часов, которые возили с собой, а остановившись в гостинице, устанавливали на тумбочке возле кровати. Была даже изящная спичечница. Вынул спичку, чиркнул о спинку золотого ежика - и заиграл огонек.
Tags: Питер
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments