Голубой шелк скорее тяготеет к серому, чем к небесному. Им обтянуты стены, но наполовину. От желтоватого паркета, в человеческий рост, - белое с золотом. Метра в три полоса узорчатой блестящей ткани, и вновь обильные, тщательно закрученные позолоченные детали. Под полукруглым потолком, в больших овальных медальонах, - живопись: темный пейзаж и некие расфуфыренные особы. При входе из бывшей библиотеки, справа, огромные окна, отягощенные резными гардинами. Длинные занавески. В простенках между окнами - зеркала. Крышки консолей - мраморные. На них сине-золотые вазы в виде амфор. С левой стороны белый большой камин. Резной мрамор, а сверху снова сине-золотая ваза.
Сокровенные яйца убраны в плафоны из толстого, вероятно, пуленепробиваемого стекла. Зеркальные сейфы освещены изнутри лампочками, устроенными в крышках. В такие стеклянные саркофаги убраны все музейные экспонаты, кроме картин. Изделия Фаберже сокровенны оттого, что носят личный характер. Раз в год, на Пасху, цари дарили их своим царевнам. Одно изделие в год.
Понравилось одно из первых, обманчиво простое - густо-белое, будто хранящее тепло многочисленных прикосновений, перехваченное тонким золотым ободком. Подарок Марии Федоровне. Внутри подарка - сюрприз. Чуть сожмешь яичко - открывается. Или развинтишь. Малюсенькие иконки внутри, как с яйцом-цветочком. Яичко-то яичко, а нажал - и распустились лепестки, усыпанные бриллиантинами. Вот зеленое яйцо-деревце, вырастающее из беленького, в завитушках, ящичка. Все это на маленькой основе из нефрита.
Каждое изделие - результат годовой упорной работы бригады мастеров. Яйцо пряталось в личных покоях, в шкафчик. Картину, скульптуру созерцают миллионы. Есть богатеи, что стараются их спрятать как надежное вложение денег. Но спрятать маленькое пасхальное яйцо, перстень, шкатулку, браслет или цепочку гораздо легче. Кстати, и «благородные» потомки Шуваловых не удержались, смастерили в хоромах тайник, да его раскрыли, ценности из него использовали на благо трудового народа.
Четырнадцать яиц Вексельбергу прятать нельзя. Как иначе играть на самолюбии дорвавшихся до власти простолюдинов? А ведь в случае с фондом «Связь времен» мы имеем дело с достаточно грубой манипуляцией тщеславием власть предержащих. Взамен ты всегда находишься при хозяевах. И можно спокойно выжимать соки из несчастных работяг, вкалывающих на твоих предприятиях в медвежьих углах.
Потрясающее яйцо с сюрпризом: отвинчиваешь верхнюю часть изделия, украшенную маленькими российскими гербами, а оттуда выкатывается миниатюрная модель кареты восемнадцатого века. Даже стеклышки в окно вставлены. И вся она из золота, рубинов, алмазов. Точно такое же яйцо с каретой хранится в Эрмитаже. Эту карету и ее золотой гараж изготавливала артель мастеров в течение пятнадцати месяцев. Люди работали по семнадцать часов в сутки.
Бесценные безделушки - уязвимое место богатого человека. В него чаще всего и лупят со всей силы подлизы и негодяи. Услышали: цари к яйцам пасхальным от Фаберже пристрастились и - прямиком к пунктуальному немцу: «Густав, мы такие же хотим».
В голубом зале, помимо царских изделий, яйца, сделанные для убийцы Распутина, Феликса Юсупова (прятали в тайнике, устроенном в библиотеке Юсуповского дворца). Клиентами Фаберже были Ротшильды, нобелевская семья, герцогиня Мальборо. Фирма частная, в стране - капитализм, заказы от любого человека с деньгами. Вот яйцо с петушком, который выскакивал из двух половинок скорлупки, хлопал золотыми крылышками. Подобного рода игрушками увлекались беспощадные купчихи и их ухажеры. Наведывалась к Густаву богатейшая московская тетушка-купчиха Варвара Базанова. Фаберже мог задержать исполнение заказа для царской семьи. Но Варвара свои изделия получала день в день. Огромные деньги выплачивались без задержки. Ювелирное дело все-таки искусство, в котором воплощается дух эгоизма и мещанства. За свои деньги закоренелый обыватель требует, чтоб мелкая штучка была сделана красиво. Получала Базанова чудо-петушка, рассаживалась в креслах, часами вертела в руках драгоценную безделушку. Похотливое наслаждение горячими волнами омывало ее сердце.