i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. Май. 2015. 66

Человек живет «внешним» и «внутренним». Жизнь его сгорает на границе этих сущностных полей. Горит жарко, быстро, не щадя себя - пьяница или художник. Искусство двуполярно. Рисует картину, ваяет статую, а неуловимо воспроизводит себя, подпуская внутреннего тумана (что духом зовется). Любое творческое творение делает горение не столь мучительным. Великая обезболивающая сила искусства. Но окружающий мир велик, и даже гений - существо маленькое. Архитектура, парковое искусство никак не могут воплотить нечто похожее на самого творца. Человечек, впадая в природу, перед ней унижается, и выдающимися признают те произведения (дворцы, сады, парки), что наиболее удачно вписываются в окружающий ландшафт. Оттого архитектура - застывшая музыка. Живое музыкальное произведение звучит, сохранено в партитуре и в любой момент может быть воспроизведено. Версаль ни из какой партитуры не извлечешь и не спрячешь. Как поставили триста лет назад - так и стоит. При этом жизнь домов, парков, скверов - труд коллективный. И уж совсем приятно, когда внутреннее убранство дворца удачно воспроизводят врывающуюся внутрь через окна и двери, через звуки и сквозняки природу. Таков Китайский дворец - изумительный пример подражания окружающему, вписанности в нее, в окружающий парк. Строение не очень большое. Цвет стен - неопределенный - то ли бледно-желтый, то ли бледно-розовый, почти белый. И, кажется, крыша все-таки серая. Соответствие середине весны или началу октября. Большие продолговатые окна до плит, которыми устлан двор.
Выхожу между голых деревьев к чугунному монументу: три девические фигуры кружатся, веселясь и ликуя. Знаю: есть во дворце стеклярусный кабинет. Существует твердая, осевая связь между китайчатым убранством и высоченным дубом, что раскинулся недалеко от входа. Табличка возле дерева, из которой следует, что дуб посажен в 1790 году. Поскольку Красная армия отстояла Ораниенбаум, и европейские варвары ничего в парке не уничтожили, то все деревья и кусты старые, под стать околодворцовому гиганту.
Во дворце реставрация. Визжит циркулярная пила. Рабочие-азиаты, в белой пыли, таскают в здание мешки. Аполлон и Артемида с маленькой ленью взирают на суету бесстрастно. Аполлон что-то изящно изображает ручками (мешки-то не таскал). Греческие боги такие же белые, как южные труженики. Белую субстанцию в мешках носят от «Газели», стоящей у дальнего угла здания. Въезд транспорта к самому входу запрещен.
Девицы в красных платьях, что игриво задирали подолы, сидят на лавочке, разглядывают строительные работы на крыльце. Присаживаюсь рядом. Чулки на девицах темные, с затейливым узором. Фигурки стройные, лица некрасивые, никакая помада не спасает. Говорю: «Вы, девочки, игривые». Они: «А ты, дядька, старый. Вон вьюн на крыльце. Посажен в конце позапрошлого века. Тебя тогда же придумали?» Разговор окончен.
Перемещаюсь к грузовичку с мелом. Возле боковой двери две бронзовые собаки. Носы истерты до блеска. Думал, перед тем как потереть, что бы такое пожелать. Не придумал, а оба носа у псов все же потер. Перед дворцом - пруд. По берегу тянется галерея из каменных столбов, столбы увиты корявым вьюном, таким же древним, каким опутано дворцовое крыльцо. Минуя столбы, к воде спускаются ступени. На гранитной площадке, что вдается в пруд, стоит косолапый охранник, крошит булку, собрал всех уток и чаек, что во множестве суетятся у воды. Здесь же каменная лавка. Сидят молодые: он и она. Еще одна стоит, говорит ему что-то веселое, дерзкое. Парень вскакивает, задорно орет: «Ах, ты, Люська, зараза!» Смеются, быстро уходят по галерее, оставив еще одну, в грусти, сидеть на коричневом граните.
Tags: Питер
Subscribe

  • Москва. 27-28 октября 2018. 115

    «Много в человеке намешано. Как Верещагин не лопнул!» - чуть не вскрикнул П. У него звонит смартфон. Дурацкие позывные. Словно громкие поначалу,…

  • Москва. 27-28 октября 2018. 114

    «Никто из иностранцев не изображал смерть так страшно, как Верещагин?» - вопрошала О. «Никто. Лишь недавно их кинематографисты стали реалистичны,…

  • Москва. 27-28 октября 2018. 113

    Были стрелки-террористы, были художники карбонарии. Взрывы. Социальная ткань рвется. К середине восьмидесятых девятнадцатого столетия…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments