i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 62

Консерватория в Москве убога, с архитектурной точки зрения. Огромный зал, облепленный пристройками и закутками. В Ленинграде серо-белое здание - величественно, хотя некоторый «налет» ранней буржуазности присутствует и в этом храме красоты и музыки. И все же, Консерватория Империи (где трудились Чайковский и Римский-Корсаков) «заделана» на совесть. Величественное в архитектуре, - от Афин, Рима, Палладио. Я так конченный палладианец. Соответствие моменту: вторая из четырех книг великого зодчего посвящена правильным пропорциям, согласно правилам математического равенства. Пропорции, в основе своей, имеют музыкальные интервалы. Если возводить здание по таким правилам, то получится идеальное строение. У Баха - хорошо темперированный клавир. А Палладио - идеальное сочетание возводимого строения с окружающим ландшафтом на основе гармонических пропорций. Палладио не повторялся в своих творениях, но основа - здание древнего Рима. Купол, а что важнее, главный портал римского Пантеона, уменьшенный до портиков, Палладио перенес в убранство вилл в окрестностях Виченце, которые возводил для быстро богатеющих землевладельцев.
Виллы Кампанилья, Квинто, Финале, Лизьера, Миече и, несомненно, Ротонда - подтверждение правила. Четыре портика Ротонды появились оттого, что куда ни глянь с отрога Монте Берико - всюду красиво. Пришлось строить четыре шестиколонных портика. К тому же - практицизм Палладио. Он говорил: здание, как тело. Есть красоты, есть рабочие элементы, без которых прекрасное тело не сможет жить. Архитектура - часть окружающего, с которым она соприкасается своими совершенными проявлениями. Их, эти красоты, и надо выставлять напоказ. Все необходимое, но некрасивое, нужно скрывать.
Мы с братом поднимаемся из гардероба, расположенного в цокольном этаже. Белая парадная лестница, раздваиваясь направо и налево, ведет нас на балюстраду, о которую опираются высокие колонны в дорическом стиле. Над верхними окончаниями колонн - арки. За арками - вытянутые полукруглые окна и голубоватые стены, искусно подсвеченные. Похоже на палаццо Тьено Палладио. И - почти полное совпадение с паллацо делла Раджоне в Виченце.
В России палладианцы - Джакомо Кваренги и шотландец Карл Камерон. В Штатах - Томас Джефферсон (отец - основатель). Скорее всего, в Ленинградской Консерватории имеют место разные типы подпружных арок продольного и поперечного типа. Красота необычайная. Совпадение тени Палладио и грядущего Моцарта - переход. У Палладио строение есть часть окружающей природы. А у Моцарта музыка подобна самой жизни и вписывается в ее контекст, вырываясь из церковных правил. Оба - исключительные люди. Один умер «темной» смертью. Другой - по происхождению «темен». Учились, конечно, но до основного добирались самостоятельно, использовали природный дар.
И Палладио, и Моцарт связаны с театром. Один не закончил «Реквием», второй не достроил театр Олимпико. Умер в 1580 году, а театр достроили ученики к 1585 году. Полукруглый зал повторил древние амфитеатры, но задник сцены - потрясающая стена, выполненная в классическом стиле (множество статуй, колонн). Мы бы назвали это иконостасом с царскими вратами.
Зал Ленинградской Консерватории беден в архитектурном отношении. Типичный модерновый Дворец съездов. Хорошо - кресла мягкие. Народу много. Сцена распахнута, ярко освещена. Задник - голубой, с неопределенным рисунком в виде плавных разводов. На сцене - стадо стульев, черных пюпитров. Впереди четыре больших стула с красной обивкой. Для солистов: Анастасии Леоновой (сопрано), Екатерины Бондаренко (меццо-сопрано), Дамира Закирова (тенор), Егора Прокопьева. Хор и Большой симфонический оркестр Театра оперы и балета Санкт-петербургской Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Дирижер - Сергей Федосеев. Хор (в этом произведении не малый) вышел и встал на задние лавочки уже после того, как расселись музыканты оркестра. Хороши девушки-скрипачки: длинные волосы, глубокие вырезы платьев. У одной, на черной юбке, глубокий разрез, а ножка - стройная, в туфельке с высоким каблучком. Грянули с ходу, без раскачки, часть первую, собственно «Requiem» («Покой вечный дай им, Господи, и вечный свет да светит им…»). Все двенадцать частей держались неплохо. М. и я были растроганы. После концерта долго гуляли по Обводному каналу. Миновали Новую Голландию и Никольский собор, который горел своими золотыми куполами в темно-синем вечернем небе.
Tags: Питер
Subscribe

  • Мелочь, но неприятно

    Васильева Татьяна Тимофеевна, руководитель ОО Молодежного центра инвалидов «Доброта и мир», крайне удивилась неприятному факту. Со стороны социальных…

  • Мелочь, но неприятно

    Прибыл в город Мариинский Посад. Увидел печальную картину, расстроившую меня. Молодой, талантливый предприниматель Куликов Андрей Константинович,…

  • Мелочь, но приятно

    Сергей Павлович Семенов, депутат Государственного Совета Чувашской Республики, руководитель фракции политической партии «Справедливая Россия» в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments