i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 61

Если ранние амфитеатры, для прочности, встраивались в склоны холмов, то Римский Колизей являлся отдельно стоящим строением. В основе - полукруглые арки, сам по форме овальный. Пятьдесят тысяч зрителей. Тысячи боев, в том числе людей с животными. Отрубленные конечности¸ вывернутые кишки, переломанные кости. Сама царица-смерть являлась в пышной красоте полукружий. И в средние века аркада (особенно крытая) господствовала. От нефа храмов арки вели в трапезные, комнаты для собрания. Около Сухуми довелось видеть одноарочный мост двенадцатого века. А святилище храма Геркулеса или акведук Марция в Риме? Винчестерский собор.
У путаника Леонардо кусок акведука за спиной Джоконды. Говорят, аркады, да еще подпертые столбами, - надежнейший элемент прочности. Тогда вопрос: «Музыка от гармонических сочетаний перешла к диссонансам, живопись - от формы к цвету, поэзия - от благозвучия к бессмысленному бормотанию? В музыке последней усладой меломана был Пуччини, завершивший незаконченной оперой «Турандот» (1924 год) эпоху смысла и красоты. Шенберг в 1908 году создал нечто, что окончательно ломало приоритеты гармонии и вело к какофонии. Глупцы «зашелестели»: музыка - не удовольствие, прислушайтесь к обломкам звуков и будете захвачены ими полностью. Не врите, что у вас от визга и скрипов, называемых «серьезной» музыкой не разваливается на части голова. «Прирученное» правилами искусство вольно вписывается в контекст окружающего. Мастер выхватил кусок мирового шума и явил его нам. А разве мир звуков, в своей бесконечности, не прекрасен? Не раздражайтесь, эгоисты, развращенные красотой, а подчинитесь и поймите логику данного вам эквивалента, что в красках, что в звуковых сочетаниях. Нет - отгороженности. Да - жизни, что напрямую дает краски и звуки. Архитектура - застывшая музыка. Колонна, арка, аркбутан, фриз, дверь, окно, ярус, галерея. Будто правила пластической анатомии или сольфеджио.
Где изменения, спрашиваю я? Изменения в архитектуре дороги, ошибки при строительстве смертельны. Но где-то неизбежно скрыто противоречие. Оно - в самом надежном элементе. В арке. От одного берега до другого – переход».
Великие композиторы – мастера «перехода». Моцарта не поняли с «Волшебной флейтой». Но, туда, где было непонятно, ринулись самые талантливые. Куда же вел их маэстро? Он писал высокочтимому отцу: «Смерть лучший друг человека. Ее образ успокаивает. Ключ к истинному блаженству». Каково! В Интернете вычищают сайты самоубийц. Разве почтение Вольфганга Амадея к скелету с косой не эпиграф к любой предсмертной записке? У Моцарта быстро утрачивается чувство живого оркестра, и лишь сама музыка - сверхъестественная по сложности и красоте - царит на просторах человеческой души. Сверхъестественное через человеческое, по правилам человеческого. Духовная арка прочерчена: от человеческого к небесам. От небес в подземное царство.
Красоту охраняли. «Мизерере» Аллегри исполняли только в Сикстинской капелле. Переписывать ноты запрещено. Мальчик Вольфганг, посетивший мессу в Капелле с отцом, с одного раза запомнил сложнейшее произведение и записал его на бумаге. Это - нечеловеческое. Тут дьявол пошутил. Про Моцарта говорят: звуки его произведений не могут быть ложью. Правда в звуках. Не соглашусь. Тут имитация правды, переход от преисподней к небу и тут же - обратно.
Архиепископ Иероним Коллоредо, мужчина проницательный, суровый, вовремя узрел суть гениального мальчика. Не хотел, но пошел на изменения в церковной службе: теперь мессы длились не по несколько часов, а чуть больше часа. Моцарт создал шестьдесят произведений на церковные темы (в том числе 18 месс), а потрясающий «Реквием» писал не для церкви и не для себя. Это - для всех людей: переход человечества в иное состояние. Не успел закончить. Дописал ученик Зюсмайр.
Пошло-поехало. Австрия, Грац, «Саломея» Рихарда Штрауса. Малер. Берг. Оливье Мессиан. Адриан Леверкюн, Манна, побывал на «Саломее». И заключил союз с дьяволом. 17-летний Адольф Гитлер занял у родни денег, приперся слушать Малера. Об этом он рассказал сыну Штрауса («На прекрасном голубом Дунае»). Музыка «конфликта» пришлась будущему фюреру по душе. Великая энергия разрушения и упадка. Тема: конец цивилизации. Чуть позже Шикльгрубер - меломан и художник - честно попытался воплотить мечты европейских Леверкюнов в жизнь - он пытался уничтожить человечество. Пока не получилось.
Tags: Питер
Subscribe

  • Между прочим

    На подписании соглашения со Штабом общественного наблюдения Чувашии для содействия в реализации права граждан Российской Федерации на участие в…

  • Мелочь, но приятно

    Открытие стадиона «Олимпийский» после реконструкции, открытое первенство по футболу БУЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии, детей 2012…

  • Крым. 2 - 18 августа 2017. 77

    У моря свой язык. Мечтаю побывать на побережье океана, но не был. Неплохо было бы послушать его рев. Но и встревоженное море «впечатляет». Слушая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments