i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 60

В Союзе художников, напротив большого зала, помещение, равное по площади, но без балюстрады по второму этажу. Все завешено графикой, посвященной семидесятилетию Победы. Опаздываем на концерт в Консерваторию, и графические работы приходится пропустить. Графика доставляет наслаждение. Изображение побуждает человека реагировать цветом. Происходит истечение цветов на черно-белые схемы действительности непроизвольно, и это добровольное раскрашивание не утомляет. В сознании после восприятия долго бушуют краски. Честная провокационность черно-белых рисунков полезна для душевного здоровья.
Идем по улице Декабристов. Дома сгрудились, выжимают в разные стороны народ. Плащ у М. плотно застегнут, перетянут поясом. Кепка - черная, нахлобучена на глаза. Из-за быстрой ходьбы говорит кратко: «Искусственный интеллект - зачем? Скоро, при рождении, будут вживлять камеру и датчики, следящие за состоянием организма. Глаза бездумны, все видящие, выход - на всемирный сервер. У каждого - порядковый номер. Концлагерь - неудачная попытка механического считывания человеческих жизней. Социализм - неудачная попытка изменения человека в лучшую сторону. Не изменили. Маятник истории - обратно. Счастья нет. Тогда - аккуратное, тупое считывание. Грандиозно. Не то, что ты думаешь по поводу увиденного, прочувствованного, а то, как было на самом деле. То, как это происходит сейчас. Твоя реальность, которая заложена во всемирную память, навсегда. О тебе всё знают. Кто - неизвестно. Для этого все готово. Идея удобства. Человечество - конструктор. Кубики. Простые сочетания. Приоритет считывания информации - закон. Запоминание - несовершенное, сложное, искаженное посторонними выражениями. Человек - не компьютер. Он - недоразумение. Вся сложность живого в подсознании. Оттуда - сигналы. Ветер инстинкта. Вот - истоки творчества. Поэты. Писатели. Художники. Музыканты. Творчество - от противоречивого несовершенства. Охи-вздохи. Мучения. Просветления. С видеокамерами, вживленными на затылке и во лбу, личное утратит значение. В любой момент тебе предъявят голую запись твоего поминутного существования. Скучно. Просто. Зато - без вопросов. Человек стремится к дивану, к сытости, к простоте. Пока - грубо. Пока - телевизор и сериалы. Помойка интернета. Но скоро все будет решено».
Соглашаюсь с М.: единый центр информации о человечестве уже сконструирован, скоро введут в строй в каком-нибудь затхлом Брюсселе. «Реквием» В.А.Моцарта - гениально. Вольфганг Амадей только внешне дает переход от позднего барокко к раннему романтизму. Аполлонические начала искусства, зажатые в рамки церковного канона, переводятся Моцартом на «дионисийские рельсы». Ницше лживо восклицал: «Человеческое, слишком человеческое». Вопли мыслителя запоздалы (он сам знал об этом). Дело было сделано.
Начинал Джотто, а в музыке, явлении противоречивом, давно были заложены явления сокрушительные, христианством усмиренные лишь на время. Средневековые монахи боялись звукового сочетания под названием тритон - интервал на полтона меньше квинты. Созвучие дьявола. Звучание резкое, неприятное, бьющее по нервам. Так называемая «классическая» музыка выходит за монастырские стены, соединяясь с фольклорными наигрышами с XYI века. Опять же - Флоренция, первые оперы. В Германии - Бах и семья. Святость гармонии искажается. Дело идет к музыкальному оформлению конфликта, диссонансу. Дальние всполохи шумов. И всё - от вышколенных церковных органистов. Отчего потрясают органные мессы Баха? Оттого, что думаешь: «Боже, как все было мощно, хорошо, правильно. И я был мал. И обо мне помнили. А нынче - дальше шум. Чудовищный тритон - «отец» музыкального перехода - диатоника, хроматизм, энгармонизм. И чем-то неуловимым Леонардовская «Джоконда» с ее (его) полуулыбкой смахивает на двусмысленность ущербной квинты.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments