i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 59

Работы, представленные в Ленинграде, в массе своей, были и сильнее, и выразительнее, чем в Москве, у грековцев. Москвичи страдают иллюстративностью, а в «глубину» идти могут, но не хотят. Взять того же М. Его Шостакович не только похож внешне, но глаза раскрывает через особое выражение сосредоточенности на великом, грозном. На питерской выставке с каждого полотна зияли эти «одухотворенные колодцы взглядов». Если закрыть глаза, представишь зал Союза, перекрещенный черными лучами, струящимися из глаз героев картин. Скорбное недоумение перед открывшейся бездной, из которой каким-то чудом струится музыка, энергия жизни, безумство подвига, раскаленная магма терпения, все, что есть в человеке и для чего каждый в отдельности мал.
У москвичей эффектные атаки, взрывы, солнце, ветер, развороченная техника и радость победы. У ленинградцев тяжелые будни войны, ранения, нищета сожженных деревень. Не боятся мастера браться за страшное. В углу большие полотна: безногий инвалид с гармонью (рядом приблудившаяся собачка), женщина-селянка держит на руках, будто младенца, огромного мужика, а от него, бедного, осталась лишь половина. Покореженный гармонист в нечистой гимнастерке, с одинокой медалью. Половинка-мужик черен, руки, обнимающие женщину за шею, огромны. У всех троих - взгляды-провалы, сосредоточенность на бездне. Точь-в-точь, как на картине М. у Шостаковича.
Зимой, на отчетной выставке авангардистов, было все - буйство красок, мельтешение линий. Не было главного - сосредоточенности на бездне. Юморок, издевка, глумление над зрителем. Стремление зацепить на мелочи, прикрепить внимание на неактуальном. Потуги эти как бы намекают на что-то важное. Путь намеков на намеки - не мой путь. Ленинградские живописцы честны в изображении великого. Много и долго (и до сих пор) туча пошляков стремится стереть, спрятать эту принципиальную прямолинейность взгляда. Кому-то очень важно погасить яркие светильники, льющие лучи из неведомых глубин. «Искрит» там, где лучи эти пересекаются. Это происходит в зале повсюду. Сосредоточенный взгляд Шостаковича пересекается с отчаянным взглядом женщины с инвалидом на руках. Взгляд гармониста упирается в безразличный взор тяжело раненного, которого волокут на шинели. Ужас матери, охватывающей полными отчаяния глазами труп сына, лежащего на снегу в поле. Черные глазницы убитого. Пересечение зафиксированных взглядов густо, плотно.
Начинает звучать музыка. Мужской церковный хор грозно мычит одну низкую ноту. Взгляды десятков погибших на войне художников сливаются, рушатся в зал водопадом невидимого света, перемешиваются с иными свечениями. Впечатление грандиозное. Мелкие пакости с балабановской «ярмарки» становятся невыносимыми, стыдными.
Брат встретился со знакомыми. Странно разговаривают художники: смотрят на одно и то же, молчат. Междометия: «Да. Мэ-э-э… Ну-у-у…» Потом отдельные слова: «Что ж… Ничего… Неплохо… Пусть». Слова одобрения: «Неплохо… Оригинально… Удачно…» Слова осуждения: «Неудачно… Переборщил… Пошло… Предвзято…» Снова молчание и перекрестные словесные выстрелы: «Нет, не правы… Ну, почему же?.. Гораздо сильнее… А вот в прошлом году… Он еще жив? Надо же!» Жмут руки, расходятся.
Про Шостаковича живописцы говорят: «А где он? Вот это? Ну что ж, неплохо, неплохо…» Что на самом деле думают о картине - неведомо. Брат в сером плаще, с сумкой на ремне, с загадочным выражением лица слушает оценки коллег. Я замечаю: «Истязание человеческого тела изобразили только модернисты. Они и здесь смелые». Указываю на полотно, где в условной фигуре угадывается девчушка, стоящая в легкой рубашонке на снегу. Правая часть тела оголена, разорвана варварски, покрыта запекшейся кровью.
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments