i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 48

«Курск» с глупышкой Натали в одном флаконе марки «Malya Kott». Заметьте: не «Shanell». Смесь пахучая, стойкая. Гадость запаха отмывается лишь хозяйственным мылом. Серо-коричневый брусок мыловаренного нехитрого искусства мне мил в сочетании с мочалкой из чего-нибудь древесного. Горячая - почти кипяток - вода, а потом - ледяные потоки, от которых немеет макушка. Мамардашвили про экзистенциальный ноль. Мол, Джотто ди Бондоне с пустого места двинул вперед европейское. Позвольте! А Чимабуэ? Ноль есть мгновение наивысшего напряжения, когда прогресс и регресс («плюс» и «минус») не могут одолеть друг друга. С «нуля», как с главной вершины, все видно: и что в пещерах, и что на небесах. «Чистый прогресс» - обман. Он - предательство «ноля» как самой объективной позиции. Кажется, взлетаешь от вершины к вершине. Становишься мудрее, совестливее. На самом деле торишь дорогу злу. И наоборот.
Дьявол страшен. Но штука в том, что реальное зло не бесконечно. Чем глубже окунаешься в мерзость, тем вернее катишься к возрождению. Важно: земной путь заканчивается смертью. Концентрация опыта жизни. То, что было, спрессовывается в смертное ликование, как в магическую капсулу. Вот только воспользоваться спрессованной таблеткой опыта умершему не удастся. Рассказы на тему «Все остается людям» - не в счет. Скоро сгинет и само человечество, и, сконцентрированный в точку, опыт человечества незаметно исчезнет в пустыне Вселенной.
Какая аккуратность! Десятки миллиардов тысячелетиями колупались в землице и в собственном нутре, да и сгинули, ничего не оставив. В письмах к друзьям Ван Гог вспоминает спор двух людей: что более художественно - сделать вещь или не сделать ее? А может, удовлетвориться незаконченным процессом делания или уничтожения? Замереть на вечно повторяющейся точке движения?
Добренький Довлатов уперся в ремесло. Ценил красоту процесса, обсасывал, смакуя, каждую буковку, каждое междометие. Мыслил широко, ремесло - дорога от внутреннего мира к внешнему. А что представляет собой обратное движение? Неказиста современность (грязноватая и безысходная) в старинных интерьерах. Сурова и малопригодна для жизни дельта Невы. Человек «втемяшил», словно гвоздь, в эту топь и сырость прекрасный город.
Осколки приживаются в теле. Мякоть ствола обволакивает железо. «Гвоздь» Ленинграда - не прижился в местных пространствах. До сих пор все болит, стонет. Солнце - и то корежится, не знает, как вести себя в неловкой ситуации. Здесь живут люди, хорошо видящие с позиции экзистенциального поля просторы в обе стороны. Прогресс - хорошо. Регресс - изумительно. А вот выдадим-ка мы «Черный квадрат»! Прекратим наглую поступь последователей Джотто! Вы говорите, банковская система и промышленность, чиновничество и дамы легкого поведения. А вот вам революция! А вот вам и вторая! Забыли, откуда взялся Джотто? Читайте Вазари! Нашел его Чимабуэ среди овец. Пастушок брошенный. Мальчонку учили. Учитель сказал: «Я рисую мадонну с младенцем, а ты давай мадонну Маэста. Да сделай, как небо говорит! Знаменитым станешь». Пастушок послушался старших товарищей, что с горы под названием «ноль» умели обозревать и хорошее, и плохое. Выдал тайну экзистенций. Не перспективу выдумал Джотто (как утверждает Феллини в «Амаркорде»), а рисует композиционно. Капеллу дель Арена в Падуе дали расписать по-ремесленному - быстро и просто. Не выдавал тайн. Тем более Христовых: «Держи тайну в себе», - толковал Чимабуэ.
Что же сделал оборзевший дурень! Он показал то, что и так все художники знали. Он показал то, что «за» картиной - ее тайный смысл. Сделал топорно, словно шут, читающий сакральный текст перед толпой: морально совершенный человек должен быть красивым (и заголосили умники - в человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и душа и - далее по порядку).
Моральный урод - уродлив и физически. Гляньте на поцелуй Иуды. Христос смотрит сквозь черную рожу Иуды. Иуда на фреске Джотто - темная свинья. И все замерли в неудобных позах - с мечами и отрубленными ушами.
Флоренский - о том же экзистенциальном начале («ноль») у Рублева. Тайный смысл, невыносимое изящество, знаменитый Рублевский «голубец». У Рублева - «голубец», а в аду за этот «прорыв» страдальцы платят дополнительными муками. Экзистенциальный ноль - во всем. С этой точки - не сойти. Соблюдается баланс. Чем больше напряжения - тем лучше видна правда. Сегодня дан «Курск» и глупая певичка. И то счастье. Адольф и Зощенко? Нет, уж лучше мыться хозяйственным мылом. Нет запаха с тела - и то хорошо.
На Литейном - полуподвал. Неформатная и неформальная художественная галерея. При входе маленькая витрина. Земной шар из папье-маше, а вокруг, на электромоторчиках, летают крылатые коровы и ангелы в светлых рубахах.
Tags: Питер
Subscribe

  • Между прочим

    В цехах, как мне показалось, намеренно уничтожаемого куликовского предприятия.

  • Между прочим

    В деловом ключе обсудили проблемы Ибресинского района с его руководством. Больная тема: отремонтировали районную поликлинику. Глава республики…

  • Между прочим

    Праздник праздником, но и у урмарских спортсменов есть проблемы и просьбы. Попытаюсь помочь их решить.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments