i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

P.S. Питер и Тарковский

29-го, после цирка, прислонился к дверям бывшего кинотеатра "Октябрь", что на Невском. Ирина удивлённо спросила, что я делаю, а я ещё и погладил гладь стекла рукою. "Благодарен, - ответил я. - Здесь, поздней осенью 78-го года, я впервые проглядел все фильмы Тарковского. А Тарковский был человек гениальный. Основным вещам учился у него. Сегодня, 29-го, двадцать пять лет назад, в Швеции, умер Андрей Арсеньевич". После моих слов жена тоже подошла и потрогала холодное стекло.

Понял: гении есть светлые и тёмные. Гибнут и те, и другие. Одних (тёмных) убивают мелочи. Светлых гениев калечат вещи великие и непостижимые.  "Андрей Рублёб" - Ролана Быкова, шута, типа тёмненького и талантливого - грудью о ствол. Солоницына - Рублёва - грудью о безысходность мироздания. он же светлый. А гений, это тот, кто умирает (не живёт!) от великого.

Понял: так, как гению, плохо не бывает никому. Академик Янгель в малюсенькой двухкомнатной квартирке. Днепропетровск. Духота. Всю ночь под окном подвыпившие мужики стучат домино. Уснуть невозможно. И - тоска. Тарковский. Малюсенькая, сытенькая Швеция. Аккуратные, исполнительные актёры. И - тоска.

"Жертвоприношение - последняя тяжесть, которую смог поднять гений Тарковского. Мир вот-вот исчезнет, распадётся на атомы, но герой фильма с маленьким мальчиком зачем-то сажают дерево. Мальчишка упорно поливает сухую деревяшку из огромного ведра. Неизбежное самоуничтожение жизни. Самоуничтожение из-за этого вот упорства, глобальной бессмыслицы и беспощадной веры в несбыточное.

Тарковский, дневники: "...Сегодня я ещё порядочный человек, а завтра для того, чтобы подключиться к механизму времени так называемого прогресса я уже подонок. Всё!" И мечется в бензиновом пламени безумец в "Ностальгии". Он не хотел подключиться к "прогрессу".

Янгелю было больно. Тарковскому - тоже. И родился "Солярис". И - "Сталкер".

Одно - Рязановы. Другое - это Тарковский. Один. "Зигзаг удачи" (чрево мещанской Москвы) - и в это же время "Иваново детство", а, чуть позже, "Страсти по Андрею".

Также понял: Тарковский - необычный советский режиссёр. Никаким другим этот художник быть не мог. Сын советского поэта. Сын офицера-фронтовика. Великая, страшная тайна войны в "Ивановом детстве". И мать, которая плакала от того, что (показалось!) ошибка в набранном тексте Сталина. Потому, что Советская власть - высочайшее достижение политической истории человечества.

Не очень жалуют Тарковского на Западе. И - воруют из его работ самое мощное. Залили свинцом глотку Никулину-монашку в "Андрее Рублёве". Нудно звенит пила и толчками вырывается кровь из горла мальчика. Рязали монголы в союзе с русскими. Феодальные междуусобные разборки. Никакой Тим Бёртон с Ларсом фон Триером рядом не стояли. Триер в этом честно признался. Что, мол, я такое, по сравнению с русским режиссёром Тарковским. Американцы хотели спонсировать "Сталкер". Джордж Клуни. В итоге - позор. Тарковский - он же советский человек. Настоящий. И нельзя, никак нельзя отделить его от России. В фильме "Путешествие с Тонино Гуэррой" - всё Италия, да Италия. Но в конце - наша родная деревня. И падает крупный снег.
Tags: кино
Subscribe

  • Деловая переписка

  • Деловая переписка

    ПРОКУРАТУРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Молякову И.Ю. Уважаемый Игорь Юрьевич!…

  • Деловая переписка

    ПРОКУРАТУРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Молякову И.Ю. Уважаемый Игорь Юрьевич!…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment