Еще больше поводов оставаться в теплом закутке ньютоновой механики (а значит, с приятными мне Декартом, Лейбницем, Монтескье и Вольтером), после неясностей с физиологией человека. Чем он отличается от животного? ДНК отвечает за передачу наследственной информации. Получается, человеческий геном значительно больше, чем у животного. Оказалось – не так. Что у мыши, что у человека – одинаково. Но, может быть, дело не в длине, а в количестве генов? У дрозофилы – 14 тысяч, у человека – 20. И прямохождение, и изготовление орудий труда, и характер языка – тоже не принципиально. Обязательно найдется какая-нибудь животная тварь, которая, например, прямо ходит. На своих двоих. Как шимпанзе бонобо.
Копались вокруг синтаксиса – не то. Есть такие тварюги, что владеют началами синтаксиса. Абстрактное мышление – не абсолютно. Шимпанзе может запомнить положение из девяти цифр на компьютере буквально за долю секунды и воспроизвести его.
Самосознание (в простейшем виде представление о собственном теле). Но и простой сороке это подвластно. Творчество. Тоже нет. Обезьяна по имени Конго. Ее картины даже продавали. Отличия человека от животного скорее количественные, чем качественные. Маячит жуткий вывод – положение о том, что интеллект жизненно необходим, ошибочно. И этот вывод логичен после того, как выясняется, что ренессансный символ человека неверен. Я-то все время думал, что человек – венец творения (и больше – лично я венец творения), а выяснилось, что никакой человек не венец, а просто очередной, преходящий, можно сказать, рабочий и не самый лучший вариант матери-природы. И природа нам не мать. Был Бог, как раздутый пузырь, долгое время представлявший человека в балагане мироздания. Долго дурковали с этим делом, потом, наконец, решились – вот он, человек, - вершина. Тут тебе и вся физика, и вся лирика.
Теперь новая физика, никакой лирики, одна животная конкретика. Человек не идеал. Момент довольно преходящий. Правда. Как и все на этом свете, неполная. Мне больше нравится с мыслителями и с музыкантами, считавшими, что человек – вершина природы. Мне лучше там, где спорили об этом. Верховенство человека было главной темой для обсуждения. Когда для человечества главным был человек. «Человеку нужен человек», - повторил за Станиславом Лемом Тарковский в «Солярисе».
Нынче Ларс фон Триер эту тему закрывает в «Антихристе», да еще и утверждает, что этот жуткий фильм посвящает Тарковскому. Над ним смеются, а он отвечает: «Меня поймут только русские».
Скоро выяснится, что животные могут писать музыку. Или создавать ее. А ведь музыка - последний оплот неповторимости человека, его неживотности. Музыка носит прикладной характер. Но даже если в качестве инструмента используется только голос, то пограничный характер музыки, ее балансирование на грани маленького, человеческого и бесконечного, великого, внечеловеческого выражается в том, что музыкант купирует в мощные пучки звуки и транслирует их туда, где ничего нет, где смерть, холод, пустота и безразличие. Никакая птичка-свистулька, никакая шимпанзе, никакой дельфин этого не сделает. Еще это может делать поэт – слова, слова, а потом вдруг пахнет незримо такой бездной, что становится и радостно, и страшно.
Много труда нужно, чтобы научиться музыкально направлять звуки в пространство. Тут много механического, человечески монотонного.