i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Заметки на ходу (часть 194)

Все пляски на краю пропасти в виде Второй мировой, а потом и боевого атома – не по мне. Знаю, вопрос принципиально решен с нашим существованием. Уже есть «Белая лента» Михаэля Ханеке и «Антихрист» Ларса фон Триера. Переводят на русский (зачем?) «Благоволительниц» Джонатана Литтеля. Впустую. У нас уже был Пушкин, а значит, личность на Руси появилась как личность художника. На нашей благословенной Родине уже давно «все позволено». Если Пушкин – «наше все», то почему «все» только позитивное. Уж если «все», то и «все» самое страшное, нелепое и дикое. Видите ли, все равно ему, от кого зависеть – «зависеть от царя, зависеть от народа – не все ли нам равно». И эта странная фраза «собака – друг человека», вернее, «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
Еще больше поводов оставаться в теплом закутке ньютоновой механики (а значит, с приятными мне Декартом, Лейбницем, Монтескье и Вольтером), после неясностей с физиологией человека. Чем он отличается от животного? ДНК отвечает за передачу наследственной информации. Получается, человеческий геном значительно больше, чем у животного. Оказалось – не так. Что у мыши, что у человека – одинаково. Но, может быть, дело не в длине, а в количестве генов? У дрозофилы – 14 тысяч, у человека – 20. И прямохождение, и изготовление орудий труда, и характер языка – тоже не принципиально. Обязательно найдется какая-нибудь животная тварь, которая, например, прямо ходит. На своих двоих. Как шимпанзе бонобо.
Копались вокруг синтаксиса – не то. Есть такие тварюги, что владеют началами синтаксиса. Абстрактное мышление – не абсолютно. Шимпанзе может запомнить положение из девяти цифр на компьютере буквально за долю секунды и воспроизвести его.
Самосознание (в простейшем виде представление о собственном теле). Но и простой сороке это подвластно. Творчество. Тоже нет. Обезьяна по имени Конго. Ее картины даже продавали. Отличия человека от животного скорее количественные, чем качественные. Маячит жуткий вывод – положение о том, что интеллект жизненно необходим, ошибочно. И этот вывод логичен после того, как выясняется, что ренессансный символ человека неверен. Я-то все время думал, что человек – венец творения (и больше – лично я венец творения), а выяснилось, что никакой человек не венец, а просто очередной, преходящий, можно сказать, рабочий и не самый лучший вариант матери-природы. И природа нам не мать. Был Бог, как раздутый пузырь, долгое время представлявший человека в балагане мироздания. Долго дурковали с этим делом, потом, наконец, решились – вот он, человек, - вершина. Тут тебе и вся физика, и вся лирика.
Теперь новая физика, никакой лирики, одна животная конкретика. Человек не идеал. Момент довольно преходящий. Правда. Как и все на этом свете, неполная. Мне больше нравится с мыслителями и с музыкантами, считавшими, что человек – вершина природы. Мне лучше там, где спорили об этом. Верховенство человека было главной темой для обсуждения. Когда для человечества главным был человек. «Человеку нужен человек», - повторил за Станиславом Лемом Тарковский в «Солярисе».
Нынче Ларс фон Триер эту тему закрывает в «Антихристе», да еще и утверждает, что этот жуткий фильм посвящает Тарковскому. Над ним смеются, а он отвечает: «Меня поймут только русские».
Скоро выяснится, что животные могут писать музыку. Или создавать ее. А ведь музыка - последний оплот неповторимости человека, его неживотности. Музыка носит прикладной характер. Но даже если в качестве инструмента используется только голос, то пограничный характер музыки, ее балансирование на грани маленького, человеческого и бесконечного, великого, внечеловеческого выражается в том, что музыкант купирует в мощные пучки звуки и транслирует их туда, где ничего нет, где смерть, холод, пустота и безразличие. Никакая птичка-свистулька, никакая шимпанзе, никакой дельфин этого не сделает. Еще это может делать поэт – слова, слова, а потом вдруг пахнет незримо такой бездной, что становится и радостно, и страшно.
Много труда нужно, чтобы научиться музыкально направлять звуки в пространство. Тут много механического, человечески монотонного.
Tags: Заметки на ходу
Subscribe

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть пятая.

  • Между прочим

    23 февраля 2024 года, Москва. Новая Третьяковка. Теплов Валентин Павлович, «Композиция». Часть четвертая.

  • Между прочим

    9 сентября 2024 года. Несколько слов о реконструируемом аэропорту города Чебоксары.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment