i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 12

Ноги начинают уставать, но в Ленинграде ходьба в охотку. Чувство усталости действует в обратном направлении - хочется идти и идти, вопреки ноющей боли в ногах. Прямые улицы освещены особо. Бледно, четко. На расстоянии в километр плохо видно, что за объект впереди. Но в чистом воздухе Питера видна табличка на стене дома или марка едущего автомобиля. Хотел пройти несколько сотен метров до булочной, а мысль улетела в бескрайний Космос.
Физические явления не самодостаточны, а служат трамплином к вещам фантастическим. Ленин прожил в северной столице меньше двух лет, а каким прекрасным трамплином стал для него город! Из швейцарских кофеен - да крупнейшая историческая личность. Конечно, упорство потрясающее. Владимир Ильич власть взял, но и власть овладела Владимиром Ильичем.
В Питере легче обретать власть над умами и душами. Старец Григорий - как втесался в доверие царской семьи? Не только кровь у несчастного гемофилика останавливать умел. Тут посложнее. Окна в Генштабе высокие, большие. Бледная голубизна сильна. Завороженного подталкивает выше и выше. Мозаику и «парижский» Каир застал случайно. Но то, что в Новом Эрмитаже гостит Ренуар - «Бал в Мулен де ла Галет» (Музей д’Орсэ), знал заранее. Свет подталкивает наверх. Из глубинной череды залов что-то манит, зовет. Думаешь: «Есть призрак оперы, есть призраки великих картин».
Долго рассматриваю главное творение главного импрессиониста. Розовощекие девушки в рюшах и шляпках, возбужденные кавалеры в солнечных пятнах на одежде. Толпа французов зудят вокруг полотна (вот почему их так много). И бесконечные залы с революционной французской живописью. Девятнадцатый век для Франции – время кровавых катаклизмов, гражданских войн, нездоровой, лихорадочной активности. Любимые работы: «Гражданская война во Франции», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Маркс пишет о бесстыжей роскоши, ужасающей нищете. Госвласть, по мнению обывателя, есть нечто высшее. На самом деле, во Франции второй половины девятнадцатого века, власти и есть главный источник распространения буржуазной мерзости.
Ренуар и компания для европейского мира то же самое, что в истории политической мысли Маркс с международным союзом рабочих. Актриса Жанна Самари из «Комеди Франсез» - один из символов случившихся потрясений. 1874 - первая выставка импрессионистов. Затем вторая (1876), третья (1877). Никаких материальных итогов. Бедность. А тут русские, Морозов, Щукин. Богатство революционных художников, скопленных двумя магнатами, теперь в залах Генерального штаба. Да еще странный Гюстав Кайботт (немного картин и у него). Свои работы Кайботт завещал Франции. Огюст Роден. Моне: «Дама в саду», «Сена в Руане», «Сена в Аньере», «Набережная в Гавре», «Женщина, сидящая в саду», «Сад в Бордигере, утро», «Луга в Живерни», «Мост в Ватерлоо», «Эффект в тумане», «На крутых берегах Дьеппа». Один этот ряд бесценен. И не потому, что Ренуар, Моне, Гийомен, Де Невиль, Эжен Буден, Дега с его лошадьми и танцовщицами, Мане, Жан Жене Энкер, Фантен де ла Тур, Пьер Пюви де Шаванн (с бледнолицыми женщинами), Сислей, Писарро («Бульвар Монмартр в Париже»), Сёра, Сезанн, Гоген, Ван Гог, наконец, Морис Дени. Художники, актеры, музыканты были иных чувств и мыслей. Дерзкая новизна, а не заоблачное мастерство влечет меня. Новаторство есть внезапно обрушившееся на человека отсутствие времени, изменившего свое течение.
Tags: Питер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments