В Ленинграде иногда приходит покой: из столкновения архитектурной гармонии и буржуазного безобразия рождается платоновское смешение этического и эстетического. Чую: добродетельно то, что соразмерно. Хороша пропорциональность. Добро здесь не домашнее, мещанское, а всё в небесных отблесках. Этически обустроенному человеку свойственно любоваться прекрасным и отвергать безобразное. Выбор - труден и нравственно не определен. Безобразное – отвергаю, хотя и небесповоротно. Действие с отрицательным подтекстом. Нехорошо же. С этим выбором лучше всех управляется христианство. Не отвергай безобразного. Покорись (правая, левая щека). Твое безграничное смирение, доброта принесет победу. Великие ничему не научили. Слабым сказался и христианский нравственный парадокс. Гомер - война. Сократ - красиво то, что полезно. О Платоне уже сказал, а еще он рассуждал о неизменной, вечной красоте. Кант к научному обоснованию прекрасного относился скептически. Гегель: красота есть идеал, раскрываемый «чувственным созерцанием». Маркс: представление о красоте текуче, в исторических перипетиях изменчиво. Красота - не одинакова. И безобразное - то же самое. Изменение отношения к прекрасному в труде. Да еще народ (он музыку сочиняет, а мы ее только интерпретируем). Леонардо: прекрасное есть процесс точного копирования природных явлений, пропущенный сквозь творческое восприятие и волевое усилие. Вот откуда у меня эта штука - добродетельная соразмерность. А тут - рычащие леопарды зачем-то лезут в огромную вазу. Непонятно зачем, но красиво. Как в фильме «Безумный Макс» с Мэлом Гибсоном: все куда-то мчатся в зное и пыли, а зачем - не ясно. С трудом покидал зал с мозаикой. Что-то во мне леопарды на вазе (не ваза) стронули.
Поразила фотовыставка Ксении Никольской. Боковые залы мог бы и не заметить. Настроился на импрессионистов, а тут - Ксения с представлением фотоизображений под названием: «Пыль. Забытая архитектура Каира». С 1796 по 1801 год в египетских пустынях хозяйничал Наполеон, и серьезного сопротивления его отрядам никто не оказывал. С той поры влияние всего французского в Каире, Александрии сильно.
Барон Осман перестроил Париж. То же самое попытался сделать в Каире Ходиф Исмаил. По берегам Нила появились уникальные строения - смесь арабского Востока и европейского стиля. Внутри Каира - свой Париж. Селились, в основном, разбогатевшие буржуа, ушедшие на покой. Рай рантье. Наиболее дальновидные перед второй Мировой войной бежали в Штаты. Перед первой Мировой исчезали из Европы на экзотические берега великого Нила. В роскошных дворцах и виллах существовали весьма недурно. Египетская революция 1952 года хорошенько «почистила» маленький французский уголок. Около шестидесяти лет район пустует. Дворцы ветшают. В них не живут даже бездомные. Мерзость запустения на огромных цветных фотографиях запечатлела молоденькая Ксения.