i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2015. 7

К Дворцовой пробирались дворами. Тетушка-экскурсовод - детишкам: «В Санкт-Петербурге строили ансамбли, регулярные парки. Воля монарха. Централизованное финансирование. Летний сад - шедевр. Реформы Александра второго. Капитализм. Доходные дома. Большие деньги, но централизация ослабла. Посреди великолепных садов, парков - вырастают уродливые многоэтажки. Дворы-колодцы. Подворотни. Никакой зелени. Сейчас нас ждут такие вот дворы и переходы. Они отреставрированы и превратились в приемлемую среду обитания. Выйдем во двор Капеллы. За мной! Не отставать!»
Мы продвигаемся в толпе школьников. Обгоняем галдящую детвору. Возле частных художественных галерей бородатый человек раздает приглашения: Михаил Едомский. Апрельские тезисы. На плотном листочке деревянная скульптурка крестьянки, платье которой раздувает ветер. В арт-галерее «Март» Едомский выступит лично. Тезисы: о льдах и кошках, о бабках и внуках, о кошкиных свадьбах, о повреждении нравов и так далее. Вход свободный.
Словно два тяжелых шара выкатываемся во двор Капеллы. Продолговатый двор окружен одним зданием. Оттого солнце беспощадно и ярко, что ветер с залива идет по верхам. Во дворе тихо, щебечут воробьи. Говорю М.: «Вытаскивай картину, что я привез. Освещение замечательное, а я буду снимать на камеру». Брат тащит свой шедевр. Племянница, как живая.
Из подворотни, догнав нас, вываливается шумная ватага школяров. Тетушка-экскурсовод: «Видите, ребята, как полезны городские дворы. Ветра нет, и, если здания отремонтировать, то вполне можно жить. Появляются художники, галереи и покупатели». Школяры весело орут: «Чего продают? Где?» М. быстро прячет картину в пакет. За воротами из чугуна и в кованых завитушках в грудь ударяет холодный ветер. Чисто и светло, взбудораженные облака несутся по бледному небу. Если бы не черная спица Александрийского столпа, что скребет и цепляет ватные громады, белесые глыбы неслись бы беспощадно, сильно. По площади едут грузные кареты. Для таких нужна шестерка лошадей, а тащат экипажи две лошадки. Велорикши крутят педали и везут двух пассажиров в одной корзинке.
Сворачиваем в арку Генерального штаба. Вход в Новый Эрмитаж закрыт, а в Зимний - огромная очередь. В Египтах-Тунисах - опасно. На майские средний класс рванул по Золотому кольцу и в Питер. Люди толстой змеей вьются от начала Невского, через Дворцовую площадь, до ворот Зимнего. Охрана пропускает порциями. Однако нашелся вход и в Генштаб. Когда попали внутрь реконструированного здания, то увиденное потрясло не меньше, чем фондохранилище. У строения в стиле Николаевского классицизма, раскинувшегося полукругом от квадриги, что вздыбилась над аркой, суперсовременная начинка. Стекло, металл, мрамор. И - свет. Стеклянная крыша устроена так, что нарезает солнечный свет пластами, и ты идешь от одного светового «водопада» до другого. Полукруги, квадраты, косые прямоугольники, всунутые между клепаными стальными балками, чудится, тихо звенят.
Пусто. Таинственно. У кассы человек двадцать. М. удостоверениями обеспечивает бесплатные билеты. А цена не маленькая - триста рубликов. Мне - билеты и музей, а брату - на работу. Брожу при входе в музей по выставке детских рисунков: «Мы рисуем в Эрмитаже». На больших, плотных листах - наивная мазня. Одна работа нравится: бородатый Зевс стучит об пол палкой, раздувает, напрягая щеки, ветер. От Зевса разбегаются смешные людишки, падают. В зале, где гневается Зевс - огромный камень, а на нем декоративные золотые часы.
В залы ведут несколько узких, темных переходов. И над ними - узкие мостики со стеклянными перилами. Открывается величественный зал в форме древнегреческого амфитеатра. Розово-желтый камень. Ступеньки - сидения амфитеатра - невысокие, широкие. На них, как птички на проводах, расселись люди. По центру ступеней - полоса толстого стекла. Оно словно рассекает камень. Французская речь. И - немного русских. Отчего одни французы? Наверху амфитеатра - огромные двустворчатые ворота, вытянутые кверху. Пройдя эти шлюзы, останавливаюсь посреди помещения циклопических размеров. Все та же игра света из-за хитрого стеклянного потолка. Под пластиковым покрытием - макет реконструкции здания в разрезе.
Современное безобразие добралось и до Эрмитажа. Если раньше все ограничивалось бледно-зеленым чудищем скульптора Буржуа в одном из переходов Зимнего дворца, то в обновленном Генштабе безобразие, созданное Ильей Кабановым и его родственницей Эмилией. Красный вагон. Деревянные конструкции, строительный мусор. Хотел забраться внутрь, да смотрители не пустили.
Tags: Питер
Subscribe

  • Мелочь, но приятно

    Луиза Шогулина и я на презентации художественно-документального фильма «Сурский рубеж».

  • Мелочь, но приятно

    Замечательная встреча с работниками АО НПО «Каскад».

  • Мелочь, но приятно

    Встреча с активистами, живущими по адресу город Чебоксары, Университетская 2.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments