i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. Февраль. 2015. 26

Стоит ли бояться изображений обнаженных атлетических тел, коль скоро Гитлер любил греческие классические образцы? Мол, идея фашизма имеет идеальное воплощение. Идеал выше идеи, шире и богаче ее. И более широкое и глубокое его содержание, несомненно, позитивно. Идеал лишь использовался в целях идеологических. Он служил источником других идеологий. Жадно и вечно черпают идеологи из культа красоты, превознесения смелости возбужденного приятия общности в противовес индивидуализму, почитанию дружбы, верности.
А общество как семья? А патриархальное чувство защищенности от внешних невзгод пророками и вождями? Индивидуализм - штука жестокая. Она не допускает волевой расслабленности в уютной тени вождей, на которых можно возложить ответственность за выбор. Соблазн внутренней халявы. Человеку дано право выбора. Тяжесть необходимости делать выбор. И роскошь отказаться от выбора вовсе.
Замечательная вещь: жизненный идеал как искусство. Сьюзен Зонтаг, стесняясь, утверждает: нацисты, порой, классно использовали общечеловеческие ценности. А чего стесняться? Любая идеология чревата, в своем стремлении к тоталитарности, смертью. Хайдеггер упрекал марксизм в эгоистическом преувеличении роли рабочего класса. Подчинение воле любого класса безнравственно. И любая идеология пасется «в лучах» общечеловеческих идеалов.
Это мы ненавидим Гитлера. Немецкий бюргер его любил. Есть понимание полноты использования общечеловеческих ценностей идеологиями. Слабенькие политики копают не глубоко. А там, где превосходство крови, там, где заправляют защитники классовых интересов и различных диктатур, возможно подчинение эстетических идеалов (и - больше - общечеловеческих ценностей) труженикам всевозможных идеологем. Фашизм - штука сильная. Гитлер, откупоривший бутылку со страшным джином, слаб оказался. Эстет. Романтик. Утрачивая власть над метафизическим чудищем, цеплялся за великих прародителей: Бисмарк, Вагнер, Ницше.
Книги Хайдеггера, например, не жгли. На съездах партии в Нюрнберге обязательно всей толпой прослушивали «Нюрнбергских мейстерзингеров». Немецких военачальников хоронили под звуки марша из «Гибели богов», а «Тангейзер» был главным средством укрепления веры пруссаков, саксонцев и швабов в окончательную победу над врагом. Интересны акварели Адольфа Шикльгрубера, уличного художника, дважды поступавшего в Мюнхенскую Академию художеств. Картина 1912 года «Церковь Карла зимой» недурна. Шпеер был грамотным архитектором. Чуткие французы поставили павильон третьего Рейха на выставке 1937 года напротив (лоб в лоб) советского павильона с мухинскими «Рабочим и колхозницей». Мухина, несомненно, сильнее и талантливее в работе над сталью и бетоном, но и немецкий орел недурен. И у немцев - сталь. Нервный и романтичный Гитлер был создан для акварели, а не для стали.
Иосиф Виссарионович - из семинаристов. Гитлер - слушал «Тангейзера». Сталин - смотрел «Дни Турбиных» в МХАТе. Мужики крепко держали «общечеловеческое» под спудом идеологической «стали». Но у Джугашвили получилось лучше. У него - победа. А Адольф отправил миллионы в газовые камеры.
Tags: Москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments