i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 2014-2015. 65

Вышли к метро на Каменном. Проспект - широченный. Дома стоят вольно. Не похожие друг на друга. Архитектура - изощренная, но угловатая. Фасады украшены то ли стеклом, то ли пластиком. Но - мертво, не модерново. Пентхаусы. В окнах - темно, и кое-где надписи: «Продается». У подъездов - добротные иномарки, но не шестисотые «Мерсы». В глубине Крестовского, не очень заметные, с шестисотыми - богатые, властные. Здесь - ближайшие холуи властных и богатых. Качественно и изысканно не сделают. Стекляшечками покроют для блеска и цены запредельные - живите! Массовая застройка. Хрущевки, по объемам побольше, да понты посолиднее.
В начале семидесятых, в СССР, придумали: средь дешевой, рациональной застройки (когда одна ТЭЦ спокойно обогревает весь город) возводили нечто необычное, великолепное, потрясающее. В кинохронике «Новости дня» показывали: невиданные здания цирков в Сочи и в Казани. В Москве отгрохали новый цирк. Был там. Арена за минуты превращалась в бассейн. Или в ледовую арену. Киноконцертный зал «Россия» в гостинице с тем же названием. Зал-трансформер. Машины поднимали зрительские кресла. Появлялся амфитеатр. Или кресла опускались. То же и со сценой, которая была снабжена вращающимися механизмами. Можно (и очень быстро) убрать кресла, а на их месте устроить гладкий пол. Появлялся танцевальный зал для балов и торжественных приемов. Рядами шли крупноблочные пятиэтажки, девятиэтажки (как раз подоспело массовое производство гражданских лифтов). Среди ровных кварталов размещались типовые детские сады и школы. Выгодная, экономная машинерия Советской власти для равноправных граждан. В монолитке жили на одной площадке рабочий и директор завода. Несколько уныло, но зато кварталы проветривались, освещались солнцем, сдабривались скверами и обширными дворами. Но, была и радость.
Борисовский, архитектор, о городах будущего: оранжевое солнце освещает архитектуру будущего. Призыв к возвышенному. Борисовский: города должны быть «прекрасны, как лилии». Вопрос - почему отбросили прежние прекрасные стили. О русском классицизме и не говорю. Отвергли эклектику, модерн. Не позарились на рококо. В кинохронике мелькали южные города: Фрунзе, Ашхабад, Душанбе, Ташкент. Белый мрамор, наисовременнейшие дворцы, словно гигантские челюсти, вгрызались в желтое крошево саманных построек. Вокруг - чинары, фонтаны, горы и женщины в цветных шароварах. Заворожено глядел на чудо «Медео». В семьдесят шестом случилось необычное. Архитектор Ахмедов в Ашхабаде придумал библиотечный комплекс - штука посильнее оперного дворца в Сиднее. Дворец спорта и Дворец культуры в Тольятти. Свердловск, Краснодар, Тула, Владимир, Новороссийск, да и Чебоксары с оперным театром (кинотеатры «Сеспель» и «Победа» были из разряда серийных построек).
Здание спорткомплекса Новочебоксарска - уникально. Пробивал эту уникальную стройку, в том числе, и мой отец. На площади Пушкина, в Москве, здание киноконцертного комплекса «Россия». Более грандиозным строением оказался киноконцертный комплекс «Россия» в Ереване. Смотрел кинохронику о строительстве (надо было предусмотреть возможность землетрясений) в семьдесят восьмом, и по спине бежали мурашки наслаждения.
Все было понятно, рождало наслаждение. Бесчисленные заводы. Общественный транспорт. Удобные, здоровые спальные районы. И - на радость - уникальные киноконцертные комплексы, учебные заведения, дворцы культуры, стадионы. Архитектура была уникальна там, где господствовали зрелища, венчавшие стройную систему жизни. Превратить квартиру в хрущевке в частную собственность полноценно невозможно. Надо перестроить жизнь. А значит, историю. У нынешних властей на это - ни ума, ни средств. Вот вам модерновые дачки. И раздутые, к удовольствию мещан, остекленные «хрущебы».
Суперсовременный стиль - из-за космоса. Ракета «Восток» с Гагариным и ракетный крейсер «Москва» - вот эталоны, от которых невольно отталкивались архитекторы. Сравните кинотеатр в Ереване и советский авианосец - один в один. Оттого и не было ничего в ренессансном стиле.
Tags: Питер
Subscribe

  • Москва. 27-28 октября 2018. 99

    О., несмотря на усталость, оказавшись перед картинами Айвазовского, затрепетала: «Ой, Айвазовский! А вот его море!» На светло-серой стене огромное…

  • Москва. 27-28 октября 2018. 98

    «Горевал Николай Николаевич, терпел ненадобность для зрителей своих исторических полотен, - продолжаю рассказ. – Уехал на хутор Ивановский…

  • Москва. 27-28 октября 2018. 97

    Делакруа упоминал в дневниках, что начал писать нечто значительное. Меньше стал сосредотачиваться на деталях. Нужно прежде вскрыть поэтическую суть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments