i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. 2014-2015. 52

Новые приобретения - и никакой классификации. Бесценные китайские статуэтки божков Янь и Ху (пятый век до н.э.). И тут же большой, мастерски выполненный, макет собора Иоанна Богослова, что стоит в центре Нью-Йорка. Напоминает изощренную механическую игрушку, только устройство это сломано. Белогвардейские знамена и портрет - медальон Елизаветы Петровны. Автор - неутомимый Растрелли. Белый зал сменяется помещением с черными стенами. Стеклянные шкафы. На полочках – дорогущие чаши из полудрагоценных камней, вырезанные уральскими мастерами. Подарки французским банкирам от царского правительства за выданные империи кредиты. Влезаем в кабалу, в проценты. За это еще и подарочки. Прав Аверинцев, заявив: современный капитализм - рынок без буржуазии. Умелых спекулянтов не найти (не говоря о промышленниках). Одни менеджеры, что, собственно, кондовый капитализм и губит. У менеджеров собственности нет. Одни распорядительные функции. А значит, нет ответственности. Отсутствует культура. Было уже в России. Не то, что ответственности - распоряжаться толком не могли. Это банкиры должны нам подарки и бонусы. А не мы им.
Впрочем, вазы великолепны. И благодарственные грамоты при чашах присутствуют. При специальном освещении работы Шагала, Тулуз-Лотрека, Жана Кокто, Тонино Гуэрро. Подборка гравюр Гюстава Дорэ, иллюстрации к Новому завету.
Цари дарят дворянам живых людей: жалованные грамоты (с печатями и золотой шнуровкой) на 4000 душ, на 3000 и так далее. Это нечто: рядом с Жаном Кокто и шалунишкой Лотреком - жалованные грамоты времен крепостничества. Пиотровский (мл.) повествует с настенного плаката, что в процессе приобретения артефактов специалисты придерживаются определенного плана. Трудно уловить их: портмоне царя Александра - и великолепный мужской портрет XYI века, выполненный неизвестным автором.
Любуюсь насмешливой скульптуркой Жана Леона Жерома - гладиатор просительно, со сладкой улыбочкой склоняется перед публикой. Выпрашивает аплодисменты. Боец-побирушка. Альфонс при капризной тетке - толпе. Цена благосклонности - жизнь, ибо завалить ради снисходительного одобрения пришлось здоровенного льва.
С интересом изучаю указы Луначарского относительно начальника дворцового управления Ратнева. Ратнев - красавец, офицер. И жена у него симпатичная - княжна Багратион-Грузинская. Ратнев во время штурма Зимнего дворца, в октябре семнадцатого, рискуя жизнью, спас коллекцию бесценных произведений искусства. Не побоялся, вышел перед толпой во главе с Антоновым-Овсеенко. Сказал: цари, правительство - меняются. Искусство - вечно. И для народа. Восставшие к полковнику прислушались. Резать полотна Леонардо на портянки не стали. Луначарский, подписывая приказ о назначении Ратнева смотрителем Эрмитажа, отмечал его мужество, думал: комиссаром какого просвещения я бы был сейчас, если бы Ратнев не спас коллекцию? Нарком просвещения, несомненно, был знаком с «Поэтикой» Аристотеля. Воспитатель Александра Македонского писал, что литература есть искусство слова. Поэзия лишь одно из искусств, а все его виды объединяет творчество. Есть она и в природе (неосознанная), и человек сознает и сам процесс творчества (контроль за предварительным планом), и цель (осуществление плановых усилий). Цель - воспроизведение действительности. И главное у Аристотеля - действительность человеческого существования - конкретно-единичное, но и (чего нет в природе) отвлеченно-общее. К тому же творчество должно создавать «впечатление» (не только познавательное - радость узнавания нового, сколько эстетическое - удовольствие). Вот это - «отвлеченное» - «впечатление» - «удовольствие» (не физическое) - защищал Ратнев. Чуткий Луначарский знал: эстетическое удовольствие не принесет государство (диктатура пролетариата). Леонардо да Винчи, если грамотно рассказать о его произведениях, при соответствующем воспитании научит человека наслаждаться прекрасным (и в природе, и в творчестве). Среди нагромождения экспонатов пришло (в который раз) подтверждение убогости измышлений о том, что свобода рождается лишь ответственностью за собственность. Ответственность эта есть «мать» жадности. Жадность к собственности - корень фашизма. Тут же и лично-ограниченный эгоизм.
Tags: Питер
Subscribe

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 69

    Кофе-брэйк. Звучит нехорошо, напоминает «бряк». Можно сказать: «Рюмка-бряк» - это про пьянку. После окончания мероприятия С.П. поехал с Д.З. в…

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 68

    Кому взбрело в голову вешать над входом в усадьбу электронные часы - красные, цифры мигают воспаленными углами? Сложную гармонию разрушает маленький,…

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 67

    Идеология вызревает в почве людских отношений долго. Перегной мысли. Удобрения чувств. Она - красивый, но ядовитый цветок, распустившийся на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments