Впрочем, вазы великолепны. И благодарственные грамоты при чашах присутствуют. При специальном освещении работы Шагала, Тулуз-Лотрека, Жана Кокто, Тонино Гуэрро. Подборка гравюр Гюстава Дорэ, иллюстрации к Новому завету.
Цари дарят дворянам живых людей: жалованные грамоты (с печатями и золотой шнуровкой) на 4000 душ, на 3000 и так далее. Это нечто: рядом с Жаном Кокто и шалунишкой Лотреком - жалованные грамоты времен крепостничества. Пиотровский (мл.) повествует с настенного плаката, что в процессе приобретения артефактов специалисты придерживаются определенного плана. Трудно уловить их: портмоне царя Александра - и великолепный мужской портрет XYI века, выполненный неизвестным автором.
Любуюсь насмешливой скульптуркой Жана Леона Жерома - гладиатор просительно, со сладкой улыбочкой склоняется перед публикой. Выпрашивает аплодисменты. Боец-побирушка. Альфонс при капризной тетке - толпе. Цена благосклонности - жизнь, ибо завалить ради снисходительного одобрения пришлось здоровенного льва.
С интересом изучаю указы Луначарского относительно начальника дворцового управления Ратнева. Ратнев - красавец, офицер. И жена у него симпатичная - княжна Багратион-Грузинская. Ратнев во время штурма Зимнего дворца, в октябре семнадцатого, рискуя жизнью, спас коллекцию бесценных произведений искусства. Не побоялся, вышел перед толпой во главе с Антоновым-Овсеенко. Сказал: цари, правительство - меняются. Искусство - вечно. И для народа. Восставшие к полковнику прислушались. Резать полотна Леонардо на портянки не стали. Луначарский, подписывая приказ о назначении Ратнева смотрителем Эрмитажа, отмечал его мужество, думал: комиссаром какого просвещения я бы был сейчас, если бы Ратнев не спас коллекцию? Нарком просвещения, несомненно, был знаком с «Поэтикой» Аристотеля. Воспитатель Александра Македонского писал, что литература есть искусство слова. Поэзия лишь одно из искусств, а все его виды объединяет творчество. Есть она и в природе (неосознанная), и человек сознает и сам процесс творчества (контроль за предварительным планом), и цель (осуществление плановых усилий). Цель - воспроизведение действительности. И главное у Аристотеля - действительность человеческого существования - конкретно-единичное, но и (чего нет в природе) отвлеченно-общее. К тому же творчество должно создавать «впечатление» (не только познавательное - радость узнавания нового, сколько эстетическое - удовольствие). Вот это - «отвлеченное» - «впечатление» - «удовольствие» (не физическое) - защищал Ратнев. Чуткий Луначарский знал: эстетическое удовольствие не принесет государство (диктатура пролетариата). Леонардо да Винчи, если грамотно рассказать о его произведениях, при соответствующем воспитании научит человека наслаждаться прекрасным (и в природе, и в творчестве). Среди нагромождения экспонатов пришло (в который раз) подтверждение убогости измышлений о том, что свобода рождается лишь ответственностью за собственность. Ответственность эта есть «мать» жадности. Жадность к собственности - корень фашизма. Тут же и лично-ограниченный эгоизм.