i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 2014-2015. 38

Автобус бежит по широкой автостраде. Дорога ширится, пухнет дополнительными полосами движения. Мимо проносятся редкие, измызганные легковушки. Дома по обочинам сменяются лесом. Стволы надвигаются все гуще. Наконец, конечная остановка. Кольцо с будкой в глухом лесу. Из кабины выходит водитель. Пахнуло теплом и запахом машинного масла. Толст. Молчалив. Спускается на улицу. Спрашиваю: «Сколько стоим?» - «Пятнадцать минут», - в ответ. Выхожу и я. Влажная тишина.
У Бертолуччи, в «Ускользающей красоте», молоденькая девица Люси (Лив Тайлер) прилетает из Америки в Тоскану, в богемный особняк, желает найти папашу. Мамаша ее - поэтесса - недавно умерла, а про папу не сказала. С одной стороны, девушка становится женщиной. Помог ей в этом не тот, кто несколько лет назад поцеловал ее (он оказался вертопрахом). На подхвате - стеснительный молодой человек. Мысль: мама умерла, но юная жизнь продолжается. При этом в доме умирает от рака писатель, которого здорово играет Джереми Айронс. Умирающим выглядит и дряхлый искусствовед в исполнении Жана Маре. Девица приехала из страны, где трупаков красят помадой. В Италии мертвых в свадебные наряды не облачают. Но, как красиво, черти, они умирают! Красивая смерть - конек Бертолуччи. «Последнее танго в Париже» - и мертвая жена Пола (Марлон Брандо) - тоже, кстати, американец. А самоубийство Берта Ланкастера в «Двадцатом веке»?
Древние греки - диалог архитектуры и ландшафта. Софокл в «Эдипе-царе» - смерть не страшна, если гибнешь ради спасения своей страны. Правители должны страдать и за себя, и «за того парня». На голом полуострове в Эгейском море культура обрела объем, и все в ней происходящее слышалось очень хорошо в любом уголке, как в придуманном эллинами амфитеатре. Услышал - задумался. Задумался - надежда на понимание. Внутренний воздух понимания. Там хороша акустика. Бертолуччи - один из лучших. Догадывается: акустика взаимовосприятия не может строиться лишь на светлых сочетаниях. Грозное дыхание смерти - вот воздух культуры. Кончина дает простор. «Конформист» - смерть. «Двадцатый век» - хождение по краю. «Последнее танго в Париже» - смерть и похоть, как страдание. Так отчего же мастер зациклился на диалоге между смертью как клоунадой (Америка) и смертью как красотой (Италия)? Начинал-то с «Двойника» Федора Михайловича? Исходные данные: смерть как красота (Италия) и кончина как метафизический ужас (Россия). Та же великая Пискаревка. И красавица Лив Тайлер приехала бы не в Тоскану, а в город Колпино, где и обнаружила своего папашу - бывшего рабочего с Ижорского завода. «Едем», - говорит водитель.
У метро толпа, лотки со сладостями, огромные торговые комплексы. До Нового года - три часа. В ограждениях - елки, а продавцов нет. На улице покупаю два коржика - теплых, больших. Всего девять рублей штука. Захожу в шумный магазин. При входе торты, что стоили две тысячи рублей, а теперь продают по тысяче. Все отделы работают и много публики, рассчитывающей на новогодние скидки. Сажусь на низенький диванчик. Вытягиваю усталые ноги. Звоню жене. И. - одинокая, грустная: «Выпью шампанского и лягу спать», - говорит и плачет. Дежурно успокаиваю, прошу: «Потерпи. Все будет хорошо». Сам думаю: «Чего терпеть! И до какого года терпеть!»
Вылезаю на Невском, у Гостиного двора. Там уже смонтированы концертные подмостки. Металл и дерево обтянуты голубым и белым. Туда-сюда, суетясь, ходит здоровый дядька в голубой шубе деда Мороза. Недовольно бубнит: «Пробуйте звук, твою мать!» Колонки врубают, и звук, словно в ущелье, разносится по проспекту.
Стою. Жду автобуса. Но, дорогу перекрыли. Со сцены, от Гостиного, повалил белый бутафорский дым. Выскочил диджей, заверещал. Толпа хлынула на проезжую часть, и перед сценой начались пляски. Еле успел нырнуть в метро.
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments