i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. 2014-2015. 11

Не Голубкина, а Паоло Трубецкой рядом с Серовым. Ида Рубинштейн и знаменитое «Похищение Европы». Картина хороша тем, что академик Серов, почти семейный живописец Юсуповых, сумел взглянуть на старый мир по-новому, не сбиться на стилизацию. Удачная «склейка» реальности и выдумки. В Русском музее что ни мастер, то творец реалистической фантазии. Даже лотки с сувенирами и фотоальбомами в музее фантастичны (имею в виду убойные цены). Ученик Серова Петров-Водкин в области реалистической фантазии сделал много больше и удачнее учителя (меньше времени тратил на графов и князей). Конь его красный - в Третьяковке. В Русском - «Смерть комиссара» и «Утренний натюрморт». «Купание красного коня» появилось на выставке «Мир искусства» в 1912 году. Художник до «Коня» частенько впадал в болезненный мистицизм. В Ленинграде - его «Автопортрет»: измученное лицо, грубый свитер. Борьба цветов - не просто уход от академизма. Красное - не декоративное. Символ. Смысл, а через два года - Мировая война. Потом - революция. Блоковская «Степная кобылица» да вот этот конь: предчувствия, воплощенные в образах. Конь - огромный. Тело юноши рельефно, тщательно прописано. Давая это противопоставление, художник не копирует жизнь. Он соревнуется с самой жизнью. Цель - быть абсолютно свободным в интерпретациях действительности. Специально выстраивает сюжет по фольклорному образцу. Петрова-Водкина упрекали в живописи, идущей «от головы». Ничего подобного. Хорошо владеет законами профессии. Умел - наиболее свободен. Если довериться Петрову-Водкину, то и в жизненность Геракла или Самсона можно уверовать. В те времена Вертинский пел: «Это было давно, на планете другой».
Русский музей - путь на другую планету. Композиционно он выстроен лучше, чем Третьяковка (правильно, что недавно сменили директора). Прогулявшись по национальному музею в Ленинграде, соглашаешься с Бродским: «Поэзия - это перевод метафизических истин на земной язык». «Красный конь» - хорошо. Но «Мать» Петрова-Водкина, что висит в Русском музее - лучше. Там - реальность Геракла (утвержденная «матрица» Гомера). Здесь - земное присутствие девы Марии и младенца Христа. Тут смерть - реальна («Смерть комиссара»). Тут Анна Андреевна - словно живая («Портрет Ахматовой»). Здесь не просто рабочие, а мифологические герои. Мастер становится творцом, когда ввысь увлекает за собой человека. Киплинг: «Это было тогда, когда душа человека была бессмертна».
Кандинский и Малевич. «Черный квадрат» (первый вариант из оформления оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем»). В Китае цвет неба - черный. Китай - не Европа оттого, что там есть порядок цвета. И цвета там «сражаются». Долой форму – давай цвет. «Черный квадрат» - 1913. Вертинский - 1913. «Победа над Солнцем» - 1913. «Купание красного коня» - то же время. Но и легенда об императоре Фу-Си с вышедшим из моря конем (крылья, длинный хвост). От Фу-Си - книга «И-Цзынь» («Книга времен»). И Хлебников: «Я - председатель земного шара». Сильно сказано. Время после ужасов двадцатого века отстает от идеи. Жан Кокто предсказывал.
Выхожу на Самохвалова (через Татлина с его веревками-железками, через Родченко и убойных советских авангардистов). Новиков да Иванов - скучны, антиидеологичны. Понимаю, отчего крепкий мастер Самохвалов не так весом, как его учитель Петров-Водкин. Учитель миф делал реальностью. Ученик миф всего лишь отображал. «Пианист в заводском цехе». Там рабочие совсем не те, что у автора «Красного коня». Задумчивые дебилы. Никакие лохматые интеллигенты не спасают. Что это за коротенький дядька со злыми глазами? - «Ленин» (в октябре!). Что это за клоун на подмостках? - «Киров на параде физкультурников». А ведь как хороша его «Девушка» в спортивной маечке, что покорила Париж в тридцать седьмом!
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments