i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. 2014-2015. 10

Михайловский дворец хорош в любое время года, в любое время дня. Белые львы у главного входа. Чтобы попасть в здание, нужно подныривать в маленькую дверцу, устроенную в цокольном этаже. Третьяковка стала сдавать (один Пригов чего стоит!). Хорошо, что опомнились. «Третьяковская» директриса была убрана. В Русском понимали: каждый пласт русского искусства внутренне противоречив. Со стороны и добавлять не нужно. Заделать бы кровоточащие раны уже имеющихся «достижений». Массив официоза, но всегда найдется лазейка, сквозь которую сумеет пробиться так называемое новаторство. В Третьяковке за последние жуткие 25 лет принимались крушить традиционные экспозиции топорно. Хозяйкой стала женщина, которая в открытую тащила в храм Иванова и Левицкого, Боровиковского и Федотова, Шишкина и Репина различных мазилок авангардных.
Противоречивая фигура Карла Брюллова. Из французских гугенотов. Маленького росточка. Папа - мастеровой на фарфоровом заводе в Ораниенбауме. Каково - средь старообрядцев и бородатых купцов - шустрый гигант! Активен. Пушкин был поражен его быстрыми, огненными речами. Голубые глаза сыпали искры. Гоголь даже статью написал «Гибель Помпеи»: «Он схватил молнию и бросил ее целым потоком на свою картину».
Русские цари попали под влияние китайцев. Фарфор им нравился. Голландцы в XYII веке разгадали секрет чудесного материала. Так приятно пить чай (тоже китайская штучка) из голубоватых, почти прозрачных, чашек-блюдечек. А розы в бело-голубых китайских вазах! Голландцы долго подделывали фарфор, продавая как китайский. Ломоносову пришлось взяться за дело. А в рабочие и мастера - те же голландцы, французы, немцы. Впрочем (как Гоголь, Иванов, Щедрин), Брюллов с братьями после окончания Академии в России не задержался. Италия. Неаполь. В конце жизни - Греция и Турция. Умер академик в деревушке под Римом, в доме друзей Анджело и Винченцо. Великая картина «Последний день Помпеи» - в Русском. А Стасов, защитник передвижников, обвинял Брюллова в гнилом академизме. Но в самой Академии французик почти не преподавал. Считался богатым баловнем судьбы (сто двадцать портретов богатых людей!). Тот, кто внимательно смотрит на «Автопортрет» мастера, скажет: ни тени застывшего академизма. Один из лучших автопортретов в мировой живописи. Бруни все старался переплюнуть великого Карла. Не получилось. И огненный «Последний день» освещает кровавым светом трагедии весь русский XIX век. Не оттого ли так любил изображать лошадей Серов? Не из этого ли пламени гордо вышел красный конь Петрова-Водкина?
Вот великие противоречия: Европа и Китай. Европа: гомеровское преклонение перед человеком. Китай: система «ба-гуа» и главенствующая роль природы. Питерский академизм и русское передвижничество.
В музеях страны, на входе, дежурят размножившиеся в последнее время тетки-полицейские. Дамы в серых штанах и юбках, сержанты и младшие лейтенанты, как правило, здоровы, грудасты. У них наручники, пистолеты, дубинки. Есть и хилые создания. Чем меньше девчонка, тем более дерзкий и властный у нее взгляд. Народу в раздевалке немного. Рюкзачок мой кладут на полку. Два номерка: за рюкзак и за куртку. Билет - 250 рублей. Да двести рублей за возможность съемки. Двести рублей жалко. Друзья сделали мне удобный футляр. Камеры в нем не видно. Из отверстия незаметно торчит объектив (подобными приспособлениями пользуются для воровства фильмов при просмотре в кинотеатрах). Идешь по залу. На шее футляр. Никаких фотографий. А камера снимает. Русский музей, Эрмитаж. Музейные обзоры будут сняты этим устройством. Сокуров снял «Русский ковчег» одним дублем за раз. И я попробую. Пойду от Рублева к Дионисию. Затем: Левицкий, Боровиковский, Рокотов. После: Айвазовский, Щедрин, Брюллов, Иванов, Крамской, Федотов, Савицкий, Шишкин. Долго буду снимать любимого Семирадского. Ге. Куинджи. Репин («Бурлаки»). Сувриков («Переход Суворова через Альпы»). Левитан. Врубель. Коровин. Маковский. Кандинский. Малевич. Тут и Самохвалов с древними иконами. Смотрительницы в музеях злые. Бросаются на посетителей, как на преступников. Поднимаюсь по широкой лестнице в зал древнерусского искусства. Много французов. Экскурсоводы лопочут не по-нашему.
Tags: Питер
Subscribe

  • Деловая переписка

  • Деловая переписка

    ПРОКУРАТУРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Молякову И.Ю. Уважаемый Игорь Юрьевич!…

  • Деловая переписка

    ПРОКУРАТУРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Молякову И.Ю. Уважаемый Игорь Юрьевич!…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments