i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. 2014-2015. 1

Живая эстафета праздника: с древности до наших дней. Кто длит эти праздники столь долго? Утверждают: праздник (как язык и абстрактное мышление) присущ только людям. Будто бы есть связь театрального и веселого, духоподъемного. Испытываю эти тезисы не очень часто, но под Новый год - обязательно. Еду в Ленинград. В этом году - один. Бывали годы, когда в новогодние дни было невыносимо грустно. Били куранты, и очередной дядька из-под кремлевской елки желал стране всего хорошего. Мысленно желал благодетелю того же. В «годы грусти» «вырубал» телик. Наваливалась тихая темень. Такие времена - все меняется в скучную сторону. Дом еще не достроен, а уж начинает рассыпаться (это я про свою жизнь). Непременно развалится - вот это действительно «эстафета» с древности до сегодняшнего дня. Все так тесно, суетливо, на скорую руку. Империя еще не исчезла, а уже возрождается (это я про общество). Когда начинается время протоимперии - жди крови. И большой войны. И это тоже с древних времен. Невесело. Праздник - это не радость, а отдых от постоянного ужаса. Короткий в нем перерыв, снабженный различными выдумками. Например, елочка! Почему елка?
Чем дальше - тем больше пьют. Искусственное продление нездорового (праздничного) возбуждения на сутки, на недели. В предвоенном обществе резину увеселения растягиваются надолго. Вытягивают из праздника самое нездоровое, дурное: гипертрофия фазы наркотического возбуждения. Усиление частных, а не общественных составляющих. Отбрасывание традиционного. По мне, если и есть остатки праздничного, так 1-го мая: День международной солидарности трудящихся. Класс, противостояние, смелость, коллектив, кровь. И, чтоб настоящие вожаки, а не Винокур с Киркоровым.
Седьмое ноября - мрачно, темно, холодно. Кайф. Революция. Опять же - партийный авангард. Победа. Кровь. Я знаю точно - дело прочно, когда под ним струится кровь. Скажу так: гуляйте смело, мощно, сочно - есть повод: были жертвы. В древности языческие мистерии без кровопролития не обходились. Резали овец, лошадей, быков. А драма? И боги «мочили» друг друга, и люди. Комедия, лишь временный отдых от драмы. Обратная сторона трагедии - пьесы Аристофана. У Чехова смесь трагедии и комедии. «Вишневый сад», между прочим, обозначен автором как комедия. Когда из праздника намеренно вытаскивают подкладку трагического - остается лишь декоративно-развлекательная шелуха. Современный плебс вместо мяса и вина месяцами кормят хрустящими чипсами. Сомнительные начинания - праздник святого Валентина, дурацкий День согласия. Или торжественное отмечание весны и труда. Плохо человеку (как, например, мне) который с рождения чувствовал первичность трагедий и анестезию (весьма слабую) праздничной мишуры. Дума: поскорей бы кончились эти увеселения. Говорят: утратил интерес к празднику - потерял лежащие в его основе ценности. Живое в увеселениях - стремление сделать приятно и красиво. Мотивы творчества. Сидели в школе, делали гвоздички из бумаги, нанизывали на проволочку. Из фольги лепили елочные игрушки. Было интересно. Клеил, высунув кончик языка. Быстро понял: гвоздики из бумаги. Я генерирую подделки. «В лесу родилась елочка» - сколько грозных смыслов проявлялось в песенке! - зайчишка-зайка серенький, а тут и седой волчара. Елочка-девочка замерзала, а добрый дедушка Мороз ее снежком укутывал: «Смотри, не замерзай». Сколько ни говори детишкам: не берите конфеты у чужих дяденек - все без толку. Ласковые, заразы. Снежком укутывают.
Железные правила превратились в нудные вопросы: а есть ли «эстафета праздника»? Только ли человеку присуще попеть-поплясать? И, если праздник - явление чисто человеческое, хорошо ли это? Театр и маскарад? Смех и слезы? Есть связь? Вот что осталось от золотой мишуры, под названием праздник. Стружка витиеватых вопросов. Копаюсь в этих отходах один.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments