Депутату Госсовета ЧР
Молякову И.Ю.
Уважаемый Игорь Юрьевич!
Прокуратурой республики рассмотрено Ваше обращение по вопросу отмены Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 № 41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики» (далее - Закон Чувашской Республики № 41), поступившее из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике.
По результатам рассмотрения обращения установлено следующее.
На основании пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.
Из содержания статьи 1 Закона Чувашской Республики № 41 следует, что он устанавливает минимальный размер фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, порядок подготовки и утверждения республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее также - республиканская программа) и требования к республиканской программе, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), а также регулирует иные отношения, отнесенные Жилищным кодексом Российской Федерации к полномочиям Чувашской Республики.
Таким образом, Государственный Совет Чувашской Республики, принимая Закон Чувашской Республики № 41, действовал в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодателем субъекту Российской Федерации.
Анализ Закона Чувашской Республики № 41 во взаимосвязи с приведенными выше статьями Жилищного кодекса Российской Федерации дают убедительную основу для вывода о том, что республиканский Закон, будучи направленным на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, не может расцениваться как нарушающий права граждан.
Из предписаний статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, поэтому собственники несут бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
В силу положений статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно требованиям частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
С учетом вышеизложенного, доводы о неправомерности установления обязанности собственников помещений в многоквартирном доме производить ремонт общедомового имущества (пункт 3 оснований для отмены Закона Чувашской Республики № 41) несостоятельны и не являются основанием для отмены Закона Чувашской Республики № 41.
Не могут быть признаны состоятельными также доводы, изложенные в пунктах 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13 оснований для отмены Закона Чувашской Республики № 41, поскольку они не содержат сведений о противоречии положений республиканского Закона актам большей юридической силы.
Нормами статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации определено правовое положение регионального оператора, который в силу части 1 данной статьи является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. В силу прямого предписания части 2 данной же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор создается субъектом Российской Федерации.
С учетом изложенного, нельзя согласиться с доводами о запрете государства в лице субъекта Российской Федерации выступать в качестве учредителя регионального оператора (пункт 14 оснований для отмены Закона Чувашской Республики № 41).
Не находят своего объективного подтверждения доводы о незаконном выполнении региональным оператором функций банка без получения соответствующей лицензии. В части 3 статьи 178 Жилищного кодекса РФ установлено, что деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных
настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Необходимость получения региональным оператором лицензии ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни положениями Федерального закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не предусмотрена.
Нет оснований считать незаконным включение в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме работы по ремонту энергетических сетей (пункт 15 оснований для отмены Закона Чувашской Республики № 41), поскольку включение в соответствующий перечень данного вида работ прямо предусмотрено частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нарушений действующего законодательства в ходе рассмотрения Вашего обращения не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не найдено. В случае несогласия с данным ответом Вы вправе обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд.
И.о. прокурора республики
государственный советник юстиции 3 класса В.П. Щетинкин