i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Деловая переписка

Депутату Госсовета ЧР
И.Ю. Молякову


Уважаемый Игорь Юрьевич !
Прокуратурой республики рассмотрено поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ваше обращение по вопросам увеличения орга¬нами местного самоуправления платы за социальный наем жилых помещений.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация содер¬жания муниципального жилищного фонда отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жи¬лищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления в зависи¬мости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Рост размера платы за наем жилого помещения на федеральном либо региональном уровне не ограничен, а определение размера данных платежей является реализацией органом местного самоуправления своих правомочий.
Вместе с тем в ходе ранее проведенных проверок выявлены факты увеличе¬ния органами местного самоуправления размера платы за социальный наем жи¬лых помещений путем включения в него величины минимального взноса на капитальный ремонт и расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, тогда как Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» бремя не¬сения соответствующих расходов отнесено к обязательствам собственников жилых помещений.
Так, в размеры платы за наем, установленные решением Собрания депутатов г. Алатыря, решением Собрания депутатов Комсомольского сельского посе¬ления, решением Собрания депутатов Красноармейского сельского поселения, решением Собрания депутатов Красночетайского сельского поселения, постановлением администрации Моргаушского района, постановлением администрации г. Шумерля, включена величина минимального взноса на капитальный ремонт.
В размер платы за наем, установленный постановлением главы администра¬ции Козловского городского поселения, включены расходы на установку прибо¬ров учета используемых энергетических ресурсов.
После прокурорского вмешательства нормативные правовые акты приведе¬ны в соответствие с действующим законодательством.
В ходе настоящей проверки установлены единичные факты включения в размер платы за социальный наем величины минимального взноса на капиталь¬ный ремонт.
Так, по указанным основаниям прокуратурой Ибресинского района принесен протест на решение Собрания депутатов Ибресинского городского поселения «Об утверждении положения о порядке определения платы за пользование жилым помещением муниципального жилищного фонда Ибресинского городского поселения».
Прокуратурой Аликовского района принесен протест на отдельные нормы Положения о порядке установления размера платы за наем жилого помещения муниципального жилищного фонда Аликовского сельского поселения, утв. решением Собрания депутатов Аликовского сельского поселения, предусматривающие корректировку размера платы за наем с учетом установленного Кабинетом Мини¬стров Чувашской Республики минимального взноса на капитальный ремонт об¬щего имущества в многоквартирном доме.
Вопросы устранения выявленных нарушений закона органами прокуратуры взяты на контроль.
Возвращаю приложенную к обращению копию документа.

И.о. прокурора республики
В.П. Щетинкин



Депутату Государственного Совета Чувашской Республики
И.Ю.МОЛЯКОВУ


Уважаемый Игорь Юрьевич!
Мною внимательно рассмотрено Ваше обращение по вопросу организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. По результатам рассмотрения сообщаю следующее.
По вопросу включения размера взноса на капитальный ремонт в плату за социальный наем.
Проблема заключается в том, что размер платы за социальный наем устанавливается органом местного самоуправления (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный кодекс Российской Федерации только привел несколько критериев, согласно которым данный размер должен определяться: качество и благоустройство жилого
помещения, месторасположение дома (часть 4 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Причина принятия решений об увеличении размера платы за социальный наем до величины минимального взноса на капитальный ремонт заключается в недостаточности средств у муниципальных образований на исполнение ими своей обязанности как собственника муниципального жилищного фонда по уплате взносов на капитальный ремонт. Таким образом, обязанность собственника, предусмотренная частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, перекладывается на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма. Закладывая в указанную плату величину взноса на капитальный ремонт, предполагается, что она будет возвращаться нанимателям в виде субсидий, предусмотренных в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть уже из средств субъекта Российской Федерации. Однако, следует обратить внимание, что частью 5 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет на определение величины платы за социальный наем в размере, приводящем к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Более того, малоимущие граждане освобождены от внесения данной платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в соответствии с частью 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Муниципальные образования не вправе увеличивать размер платы за социальный наем, включая в нее величину взноса на капитальный ремонт. Это связано с тем, что на наймодателе лежит не только обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации), но и по оплате расходов на капитальный ремонт за свой счет (пункт 2 части 1 статьи 154, часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов. Доступность пользования жилым помещением по договору социального найма в текущих условиях, созданных в муниципальных образованиях указанных субъектов Российской Федерации, не обеспечивается. Ведь на нанимателя жилого помещения по договору социального найма возлагается обязанность помимо внесения платы за наем, оплата за жилое помещение (включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67, часть 1 статьи 154). Фактически наниматель несет расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, аналогичные тем расходам, которые несет собственник помещения в многоквартирном доме, за исключением уплаты налога на недвижимость и взноса на капитальный ремонт.
Такое незаконное формирование органами местного самоуправления платы за социальный наем в существующих условиях может повлечь за собой неблагоприятные социальные последствия.
Именно поэтому, а также учитывая, что увеличение платы за социальный наем произведено в ряде регионов, мною было направлено обращение Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке. Генеральной прокуратурой Российской Федерации был проведен ряд проверок, по итогам которых осуществлены меры прокурорского реагирования в отношении принятых муниципальных правовых актов, необоснованно увеличивших размер платы за социальный наем.
Кроме того, для решения обозначенной проблемы мною внесен в Г осударственную Думу проект федерального закона № 616536-6 «О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации», которым предлагается урегулировать порядок формирования платы за социальный наем путем утверждения федеральным органом
исполнительной власти методических указаний. На базе данных указаний органы местного самоуправления будут устанавливать размер платы за социальный наем, что будет способствовать:
1. прозрачности формирования величины платы за социальный наем;
2. исключению злоупотреблений органами местного самоуправления своими полномочиями при установлении размера платы за социальный наем;
3. исключению случаев нарушения прав нанимателей по договорам социального найма.
Также аналогичная поправка внесена в проект федерального закона № 500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По вопросу уплаты взноса на капитальный ремонт арендаторами нежилых помещений. Жилищный кодекс Российской Федерации четко определил, что соответствующий взнос уплачивается собственниками помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, о чем я уже выше упоминала. В связи с чем, именно собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт.
По вопросу определения минимального размера взноса на капитальный ремонт. В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Такие методические рекомендации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 41/пр. Учитывая, что соответствующий порядок должен был быть установлен также Государственным Советом Чувашской Республики, полагаю, Вы обладаете более подробной информацией о запрашиваемой жителями информации.
Согласна с необходимостью осуществления более тщательного контроля в части реализации региональных программ.

Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Г.П. Хованская


Tags: Деловая переписка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments