Смотрел и "Меланхолию", и "Елену". Чёрт попутал проглядеть абсолютно беспомощный фильм Соловьёва "Одноклассники". У Соловьёва, как у Звягинцева с Триером в центре - женщины. Причём у Триера и Звягинцева именно женщины являют собой главное "чувствилище" зла. В "Меланхолии" страшное так красиво, изысканно. Как крахмальная скатерть в изысканном ресторане Вены или Мюнхена.
Но проиграл Триер Звягинцеву в женской битве "за зло" именно своей весьма показной изысканностью. Хотя фильм-то тоже про конец света. Апокалипсис
У Триера конец предчувствуют - и не зря. Конец мира грандиозно и великолепно наступает. Потом - фантазии, данные в самом начале картины.
У Звягинцева женщина не просто чует зло. Она не просто источник зла. Зло, пройдя сквозь Елену, овладев ею, мирно и спокойно входит в мир. И покорёженный, больной молодым задорным фанатизмом мир никуда не исчезает. Он существует возле (в котором уже цикле!) И пропадать никуда не собирается.
Простая русская женщина Елена убивает богатого мужа (вездесущий Андрей Смирнов). Муж - изначальная сволочь. Как и его поганка - дочь.
Но мы-то привыкли, что простая русская женщина - Родина-мать, мать-Россия, родная матушка - источник добра и сострадания! И об этом (чисто в классовом духе) Елена даже что-то заявляет своему охамевшему в рационализме мужу.
Потом, из-за денег, конечно, Елена мужа убивает. И живёт себе спокойненько дальше. Россия-женщина, Родина-мать - не источник света и добра. Она - страшная, большая сволочь. Ничего святого. Просто. Никаких "бирюлек", как у Ларса. Война всех против всех. Гоббс. Драйзер с его парадоксальной мыслью о том, что деньги для бедняка проклятие даже большее, чем для богатого. Из-за того, что сладкое влечение к ним у бедняка во много раз сильнее, чем у человека обеспеченного. Горький "Челкаш". Теперь вот Звягинцев. А деньги на фильм дали англичане и "клуб любителей "Ауди". Звягинцев взял. И приз дали за рубежом. Звягинцев взял. Какой уж тут Ларс. Тут идёт разрушение русских смыслов. Звягинцев их рушит. Вот он где - апокалипсис.
А у Соловьёва, как всегда в последнее время, классно вышли пьяницы - Михаил Ефремов и Даниэль Ольбрыхский. Поляк и русский пьют виски на Гоа. И зачем-то рожает в далёкой стране ребёнка одинокая русская девочка.