i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Крым. 2014. 68

Феодосия - город невысоких зданий. Котловина. Песчаные пляжи. Мелководье. Вода сильно прогревается, и купаются до конца октября. Нет керченских порывистых ветров, и небо, затянутое тучами, успокоилось. Серые тучи, хорошенько разлохмаченные в степи, остановились. Кудлатые громады никуда не двигались, зацепившись за острые зубья горных вершин Тепе-Оба. С другой стороны Феодосийского залива одиноко высилась Паша-Тебе (Лысая гора). Рядом с автостанцией, словно пирожное из взбитых сливок, намазанное сверху зеленым джемом, горбатилась церковь святой Екатерины. Храм закрыт, вокруг весело горят декоративные фонарики.
Человек - собственник по натуре. Видит - и присваивает. Та же Святая Екатерина. Разве думала она, что некто Моляков поставит ее образ рядом с пирожными! Она - не думала. Моляков взял - и родил сравнение. Всю операцию назвал рассуждением. Ничего иного, в плане доказательств. Примеры и рассуждения. Древние киммерийцы (о них упоминал Гомер) и тавры из степей. Потом греки из Милета. Прежнее название Ардабда поменяли на Феодосию. Получилось, что город в удобной бухте подарен Богами. Боспорское царство хотело подмять греков. Не получилось. Помешали скифы. Но Левкон I Боспорский все же овладел городом. Торговля пошла успешно. Зерно доставляли прямо в Афины, и оратор Демосфен славил на агоре Левкона. Однако вновь жадные скифы. Потом вездесущие римляне. Татары (это уже в двенадцатом веке). В тринадцатом веке - генуэзцы. Выкупили у татар город. Беспрерывные стычки с венецианцами. Крепость - и Феодосия превращается в Кафу. Пшеница, рыба, соль, пряности, золото, драгоценные камни, меха - все шло из Таврии в Европу через эту морскую цитадель.
Главный товар - рабы. Настя Лисовская - будущая владычица Роксолана. В середине четырнадцатого века хан Джанибек привел под стены Кафы войско. Эпидемия чумы. Шутник Джанибек метательными устройствами закидывал через стены в город трупы чумных. Генуэзцы бежали, занесли заразу в Европу. Заплатили за грех работорговли. Половина Европы передохла. Успешное применение биологического оружия.
Тут же и Афанасий Никитин. Возвратившись из Индии, молился в храме Иверской иконы Божьей матери. В Кафе писал свои воспоминания. Между прочим, церковь эту расписывал Феофан Грек. Никитин же из этого генуэзского города отправился в Тверь, да по дороге скончался.
Не только Грек и Никитин. Богаевский, ученик Куинджи, сказочный певец Крыма, венчался в упомянутом храме с Жозефиной Дуранте. Армянские церкви. Возле храма святого Сергия - саркофаг, в котором покоится Иван Константинович Айвазовский. Там же - очередной лапидарий.
Итальяшек поперли турки. Кафу переименовали в Кефе. 300 лет хозяйничали янычары на земле Крыма. Кефе разросся, похорошел. Здесь была резиденция Мехмеда II, а бывшую Феодосию называли Кучук-Истанбул (Малый Стамбул). Один из главных мировых невольничьих рынков. Туркам досаждали казаки (гетман Сагайдачный, атаман Сирко).
В конце восемнадцатого века - Россия и Екатерина II. В огромной северной стране уютный, теплый уголок разврата превратился в заштатный уездный городок. Хотели сделать свободную экономическую зону, отменили налоги и пошлины - ничего не получилось. Город не возрождался. Спасибо Айвазовскому. Он-то был сенатор. Российский «большой начальник» пробил строительство железной дороги до Феодосии (теперь город снова так назывался). Порт. На строительстве причалов трудился прибредший к Черному морю юноша Алеша Пешков. А Айвазовский подарил городу удивительный колодец на пятьдесят тысяч ведер в день, художественный музей, свой дом с картинами и роскошный фонтан в городском парке.
Стоя на автовокзале, наметил: пойду в гостиницу на ночевку. Схожу в магазин, куплю поесть. По ночному городу дойду до дома Грина и галереи Айвазовского, чтобы наутро не плутать, а немедленно отправиться в музеи. Стоял возле церкви святой Екатерины. Мимо проходила женщина - в белых шортах и малиновой безрукавке. Впереди бежала собачонка - в комбинезончике, а на ошейнике - маленькая зеленая лампочка. Собачонка шустрая, ножки, как спички. Мне стало смешно. Сказал: «Какая хорошенькая собачка, даже лампочка есть, чтобы в темноте не потерялась». Женщина ответила: «Еще бы не хорошенькая! Десять тысяч гривен ей цена». Прошел вдоль церковной ограды подальше от автостанции. В свете фонаря увидел бумажку. Поднял - сто рублей.
Tags: Крым
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments