i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Крым. 2014. 50

Брейгели любили картины-головоломки. Певцы городов. Пророки мегаполисов. Трубадуры толп. У старшего, в «Несении креста», главная (и это чувство обманчиво) - толпа. На Западе давным-давно «заразились» фокусами. Художники создавали изображения, которые нельзя отличить от натуральных предметов. Видишь яблоко, протягиваешь руку, а оно не натуральное. Нарисованная книга, а хочется полистать, как настоящую. Или, как у Брейгелей, - толпа. Разинешь рот, смотришь на сотни копошащихся фигурок. Интересно. Это пустое созерцание воспринимается за главное. На Руси многолюдьем также грешили. Оно допускалось на иконах. Житие святого. Надо же передать значимость сотворенного чуда - вот и рисовали облагодетельствованных. И пошло - важное событие, это когда многотысячная толпа. Война - это миллионы. Веха в истории - миллиарды. Но у Брейгелей народ простой, в святых играх не задействованы. За пустым потрясением от изощренности множественного всегда было спрятано иное. Да, сначала яичко от «Киндер-сюрприза» скрывало зашифрованный евангельский сюжет. Последующие живописцы заворачивали в тряпки вымысла жизненные сюжеты. А потом и откровенно страшные, бесчеловечные. Дюрренматт таков. И Макс Фриш с Сименоном. В последнее время в вихрь многообразных событий прячут вещи фантастические. У братьев Вачовски в «Матрице» все начинается с беспрерывных потоков зелененьких циферок. У Брейгелей - мельтешение людишек. У Вачовски - циферок. А сам-то Христос маленький клонится средь толпы под тяжестью креста. В «Матрице», в хаосе, все ищут какого-то избранного. Избранный и сам не хочет признавать свою особость, но под него копают и в мире фантомов, и в мире людей. Наконец, докапывают - и себе на голову.
Волна легко накатывает и отбегает от берега. Сижу, по пояс в пузырьках пены. Натягиваю ласты. Рядом маленькая девочка, хорошенькая, сосредоточенно складывает из камушков пирамидку. Когда сооруженьице почти готово, и девчушка хочет положить на вершину последний камушек, набежавшая волна пирамидку рушит. Малышка собирается плакать. К ней идет встревоженная мама. Но ребенок сдерживает слезы, закусывает нижнюю губку и решительно вновь сгребает камушки для постройки. Мама хочет взять ее на руки и унести от воды, но маленькая упрямица заявляет: «Не…» Стройка возобновляется. Люди, подобные Брейгелю, очевидно, и играли на этом качестве - на упорстве. Оно, это качество, может быть свойством великой разрушительной силы, если лишено разума. Кубик Рубика - затея дурацкая. Будет приведен в соответствие кубик, нет ли - какая разница! Говорят: развивает пространственное восприятие и сообразительность. А я так думаю - игра идет на самолюбии, удовлетворение которого, словно торт - сладко, но бесполезно. Сотни миллионов заняты беспрерывным возбуждением упорства, на короткое время несущее самоудовлетворение. Море смоет пирамиды. Ветры разрушат города. Лучше не сопротивляться, а отдаться стихии, ощутить ее шершавые ладони. Если выбрать момент и сделать это добровольно, то великая тяжесть бури не сотрет в порошок, не разорвет в клочки, а, пугнув мощью, приласкает. Глядишь - и проскользнул между волнами, порывами ветра, яростью мороза.
В пятидесяти метрах от меня стремительно отходит теплоход от пристани. Пацаны схватились за якорь, что торчит из носа корабля, и плывут все дальше, дальше от берега. Потом, отцепившись, с громким смехом бултыхаются в спененную воду. Натягиваю маску, начинаю работать ластами и быстро погружаюсь на дно. Море масляно блестит надо мною опрокинутой поверхностью. Ласково касаются ног водоросли. Все ближе черные ржавые сваи, на которых покоится алупкинская пристань. Подплываю под козырек причала. Дно - чистое. Камней почти нет, и только белый песок, как будто снег зимней ночью, отбеливает темное пространство. Свай много. Они толпятся, как деревья в осеннем лесу. Медленно подплываю к одному стволу. Он оброс ракушками, словно грибами. От металла легко отслаиваются куски ржавчины. Отломишь рыжий кусочек, а за ним клубится облачко мутной пыльцы. Брюхо корабля, притаившегося у пристани, грузное, темное. Водой на днище раскачивает нарост из водорослей. Кое-где прицепились колонии маленьких ракушечек. Ставлю тело в горизонтальное положение. Голова упирается в днище корабля. Водоросли оглаживают лысину. Слышу в утробе судна глухие металлические звуки и стремительно отплываю прочь, прячусь между сваями. Рев - и неподвижные корабельные винты начинают бешено вращаться. Облако прозрачных пузырьков окутывает корму. Кажется, что разбудили в сумрачном лесу зверя, и он, недовольный, мечется, вырываясь из берлоги.
Tags: Крым
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • УШЕДШЕМУ (часть 44)

    23 (1) Не в Володьке дело. Последовательность кадров не им составлена. Образы забытых людей перемешало то, что и не важно, и…

  • Мелочь, но неприятно

    15 мая 2025 года. Так где же наш новый ткацкий станок, который демонстрируется на различных выставках вот уже почти два года?

  • Мелочь, но неприятно

    14 мая 2025 года. Продолжаю заниматься странной деятельностью «Чувашмультфильма», его руководителей и опекунов.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments