Р. сидит на веранде дачи Куинджи. Здороваемся, жмем друг другу руки. Старый, лысый националист все окружающее воспринимает спокойно, по-мужски. Обречен на неожиданности, которые не случились, но обязательно произойдут. Вот и сейчас (Крым присоединился к России) начинается пертурбация, которая, по мнению директора дачи, закончится не скоро, и ждать радостного от произошедшего нельзя. Он был в середине зимы в Питере, с отчетом о хозяйстве. Говорит, что много людей в Академии горько сетуют - докатились до того с Черномырдиными - Зурабовыми, что фашизм выплеснулся на границы Ростовской области. Какой бы лох Обама ни был - война на российских окраинах, а не на границе Мексики и Техаса. НАТО и Пентагон Крым России не простят. Хотя украинцы американцев еще не раз подведут. Гниловатые людишки. Татары в Крыму хотели создать отдельное государство. Россия - страна великая. Но, у татар, на уровне подсознания, - память: столетиями - набеги, сколько славян, да и прочих перерезали, не счесть. Крым татарам под собственное государство не отдадут. Но надежда всколыхнулась. Обиды ожили. Да и молодежи развлечение. Плохо, что люди вырождаются. Любое государство - дело времени. Требует упорства, самопожертвования. А тут - месяца на два-три хватит запалу, потом - тишина. И денег нет - без рубля никто и пальцем не шевельнет. В сухом остатке - никого этим летом на базе нет: ни студентов, ни блатных, ни мудрых наставников. Перебирайтесь, занимайте понравившуюся комнату. На весь объект две девушки с мольбертами. На пароме перебрались через Керченский пролив. Говорю: «Не хочется обижать нашу хозяйку».
В магазине «Роза» женщины-продавцы об этой семье хорошо отзывались. Много татар косо смотрят, настороженность у них, а эти люди - открыты, добры, гостеприимны. И. говорит: «Мы приехали, расплатились за жилье. Очень благодарны. Мы - вторые за весь сезон, кто комнату снял. С деньгами туго. Вот пенсионеры нынче рады - в половину, а то и на две трети размер пенсий вырос. По российским законам, человек на пенсии должен быть, а по украинским, ему еще два-три года пахать. А тут, на тебе - и пенсионер, и денежка привалила. А нашим хозяевам до пенсии далеко. Не будем хозяев обижать». Смеюсь, говорю Р.: «Когда Крым отдельным государством заживет, приедем к тебе, на дачу».- «Не будет наш полуостров уже никогда независимым. Русских восемьдесят процентов. Украинцы - те же славяне. Не одни, так другие. Да еще белорусы - этих тоже в этом году в Крыму не наблюдается. Ничего, все уляжется, и из Белоруссии потянутся к теплому морю, к солнышку».
С дачи Куинджи спускаемся к центральной площади, на которой стоит памятник Ленину: «Между прочим, Хафиза с мужем пригласили на днях в гости, отведать плова», - сообщает Ира. - «А что, сходим», - говорю в ответ и представляю квартиру хозяев на втором этаже дома: прохладно, бело, высоченные потолки, по стенам и по полу обилие ковров.
Магазин «Вина». На разлив. Внутри – кисловатый запах. Бочата со сладкой «Массандрой», «Инкерманом», «Солнечной долиной». И. здоровается с продавщицей, с которой знакома несколько лет. Объятия, улыбки, разговоры. Мне - бутылочку «Живчика». И. - черного ликера обширный стаканчик. Хозяйка винной лавки начинает сообщать свежие Алупкинские новости. Наши хозяева - хорошие татары. Об этом вся Алупка знает. Но есть и другие. Недовольные. Ждут притеснений по земле. На референдум больше половины татар не ходили. Многие ездили в Симферополь. Там их собралось 16 марта видимо-невидимо. Мы, русские, очень боялись: ударят изнутри полуострова. Снаружи - западенцы. Все и рухнет. Русских резать начнут. Но Путин помог. Его с Януковичем обманули. В конце февраля Меркель пообещала - Януковича не тронем. А сама что сделала, сучка! Фашистов своих майданутых поддержала в Киеве. Янукович из Киева смылся. Путин почуял одним местом - следующий будет он. Тут-то и появился русский спецназ - вежливые человечки. Аккуратно порядок навели в Симферополе с разными националистами. Границу у Джанкоя прикрыли.