i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 2014. Октябрь. 20

Но, прежде чем ввергнуть посетителя в перипетии западного фотоискусства, устроители биеннале (видимо, сознательно) разместили на втором этаже выставку работ Андрея Бронникова. И пестрый ворох портретов гламурных персонажей, а уж на шестом этаже - Юрий Еремин, обширная экспозиция фотоизображений старой Москвы. Смесь довольно дикая. Подобное испытал в Лувре, увидев полотно Рембрандта с нарисованной на нем освежеванной тушей быка. В экспозиции необходима стройность и цель. Рембрандт с его Саскией, толстой Данаей и мужиками-мушкетерами в «Ночном дозоре» мастер глубоко мещанский, буржуазный. В том смысле, что не скучный, а смятенный и революционный. Буржуазия совершала кровавые перевороты, которые были покруче пролетарских. Рембрандт какой угодно, но ни в коем случае не упаднический. И вдруг это странное мясо.

Голландцы изображали битую дичь, разъяренных охотничьих собак, навсегда почившую рыбу. Рисунок тщательный, по-праздничному детальный. Убитую еду на полотнах размещали в богатых столовых, чтобы гости видели - хозяева любят пожрать, и у них есть чем закусить. Забой скота был праздником единения простолюдинов, что неоднократно изображалось (пьяные блюют, дети шкодничают, старики обжираются). Все дышит праздником приготовления солонины на зиму. А вот Рембрандту просоленная плоть и народное ликование неинтересны. Он не превращает свежевание в спектакль. Сюжет составляет разверстое мясо - написано по-импрессионистски в семнадцатом веке. Все наоборот: был мажор - стал минор. Эмоции разрушены и потеряли свой строй. Гимн безотчетности. Что-то произошло у художника в сознании, и дикая вспышка открыла потоку живописных впечатлений белый холст. Безответственность по отношению к традиции всплыла из глубин - и вот вам гимн смерти. У Грюневальда труп Христа гниющий. У Рембрандта труп просто разделен острым ножом мясника. Там - убитая идея светлого рая. Здесь - заколотая жизнь. Зрителя ударяет лавина красок, сбегающая по нечетким очертаниям жирной туши. Ощущение одиночества. Мясо не размышляло до смерти. Не «размышляет» (тем более) и после смерти. Тупая, дохлая говядина, что может быть более одиноким! Поруганная жизнь.

Рембрандт не рисовал свиного мяса (может, оттого, что жил в еврейском квартале). Хаим Сутин (под впечатлением от туши Рембрандта) создал целую серию картин с мясобойни. Диким смешением стилей в галерее Свибловой пытались достичь того же эффекта, что и Рембрандт своей говядиной. Тот разделывал окорок, а мы освежуем образы окружающего. Для московского обывателя (пусть и стильного) эти предположения сложны. Просто накидали, что было под рукой яркого, броского, и сломали весь стержень повествования о внутреннем. У Бронникова - Азербайджан. Набережная в Баку. Пески. Красное солнце. Будто погружаешься в кинополотно Сокурова «Дни затмения». Сногосшибательные горные массивы. Средневековые городишки - в одном классно шьют папахи. В другом - пекут хлеб. В третьем - скручивают из меди сосуды и круглые бока украшают чеканкой.

Когда Александр Дюма попал в логово зороастрийцев (храм Атешгях), его поразил утробный вой огня, вечно вырывающегося на поверхность каменистой пустыни. Гобустанский заповедник (шесть тысяч наскальных рисунков) и спелые плоды граната. Они раскатились по темным коврам, над которыми трудились ширванские ковроделы. К чему вся эта сочная старина - неясно (видно, Бронников неплохо устроился при редакциях азербайджанских иллюстрированных журналов).

Бесконечный ряд российских и западных звезд и звездулек. Джуд Лоу. Собчак в роскошной шубе. Машков то с бородой, то без бороды. Опухший Хабенский. Земфира в образе скромной сиротки, а Алина Кабаева еще молоденькая, не заматерела. Вот Курникова, уже безобразная, личико похмельное. Чадов и Дапкунайте. Гоша Куценко с лисьим хвостом. Подружки: Лиза Боярская и Вера Брежнева. Какой-то модельер Терехов, в черном, всунут ножками-палочками в раструбы огромных сапог.

От Свибловой вышел за полтора часа до поезда. В душном метро шел, распахнув пальто, не спеша. В вагоне заметил: руки стали покрываться чуть видными старческими пятнами. В паровозе почти сразу лег спать. Полка - нижняя. Командировочные парни в соседях. Снилась комната в доме из бревен. Полки. Книги в кожаных переплетах и огромный фикус посреди комнаты.

Tags: Москва
Subscribe

  • Между прочим

    Со «Справедливой Россией» в союз объединились политические партии «Патриоты России» и «За правду». Необходимо вносить изменения в ныне действующий…

  • Между прочим

    Заседание Высшего экономического совета Чувашской Республики носило деловой, конструктивный характер. Председательствовал Анатолий Геннадьевич…

  • Между прочим

    В цехах, как мне показалось, намеренно уничтожаемого куликовского предприятия.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments