i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2014. 13

Менгс странен и великолепен. Странен оттого, что в подобном стиле нарочитого классицизма (лет двести спустя после Возрождения, после Рафаэля и Тициана) рисовать неискренне. Хотел заработать, выдавая ожидаемые шедевры? Жаждал славы? Играл в пользу сильных мира сего? Сама постановка этих вопросов свидетельствует: время изменилось, мир не тот, а классическая манера (в ином контексте) остается штукой сильной, доходной. Столкновение иного контекста и наработанных, действующих безотказно тем и приемов порождает вещи весьма чудовищные, опасные. Менгс - немец, но работал в Италии (в одной стране фашизм западного образца расцвел, в другой продолжился). Безупречный по красоте юноша Персей. Менгс, оказавшись в Италии, не мудрствовал лукаво, а взял за образец Аполлона Бельведерского, да и «жахнул» его на полотне во всю мощь таланта.   М. скакал вокруг огромного полотна: «Особо ценно то, - рассказывал возбужденный картиной брат, что «Персей и Андромеда» в России присутствует в дубле. Здесь, в Зимнем, и у нас, в Академии, в стиле гризайль. Академического Менгса копирую частенько. Хотел бы рисовать так же, да где Менгс и где я». - «Не расстраивайся, - увещеваю брата, - твой Лаокоон вполне конкурентоспособен. К тому же помни о неожиданных последствиях столкновения классики и чуждых контекстов. Неведомо, на что рассчитывал художник, но Гитлер Менгса брал за образец для нового арийского искусства. Андромеду Менгс срисовал с античной, то ли росписи, то ли рельефа. Похоже на Вагнера.У того в основе - классические германские сказания. В итоге опять Адольф. Ницше, рождение трагедии из духа музыки - и вновь австрийский ефрейтор. Персей спас девушку Андромеду от ужасного чудовища. Вот оно здесь, действительно ужасное, в уголке. Вылитый космический пахан Джабба из «Звездных войн» Лукаса. Вот тебе провидческая сила искусства. Впрочем, Лукас мог и видеть это знаменитое полотно. Творцы бессовестно воруют друг у друга». - «Вряд ли Лукас настолько грамотен, что знает о существовании итало-немецкого художника, и о его знаменитой картине. Действительно, совпадение. А вот, что Коппола в своем «Апокалипсисе» совсем не случайно использовал «Полет Валькирий» Вагнера - это уже чисто еврейское. Говорил Розанов - увидишь, что юноша упорно читает «Историю государства российского» - знай: либо немец, либо еврей. Вот Коппола - и классику слушал, и альбомы с классикой листал. А с Менгсом более-менее ясно. Писал картину для английского королевского дома. Везли груз морем. Пираты - все сперли, Андромеду Персей не спас. Полотно отчего-то оказалось во Франции (может, пираты были французские). И уж совсем удивительная история, как даже два, а не одно полотно знаменитого немца оказалось в России».

Несмотря на всю безусловно классическую мощь исполнения, полотно рождает тревогу. Как и полотна Каспара Фридриха. Германская галерея в Эрмитаже (по сравнению с теми же итальянцами) весьма неспокойна, половинчата, не закончена. Будто неслись кони, да неожиданно встали на переправе. И кони хороши, и менять их на переправе никто не собирается. Стоят, переминаются с ноги на ногу. Как лошадь в «Персее и Андромеде». Только что разглядывали Рафаэля «Мадонну Конестабиле». Чинно, благородно. Весьма удовлетворенная молодая мать. А тут? Вроде, обнаженка, а завернута так в невидимые        пелены, что хуже монашки. Жена царя, а чахоточная. Этот Каспар Фридрих, словно женщина, беременная прерафаэлитами. И хитрюга Менгс, из глубины столетий подсказывающий американским кино-деятелям, как должны выглядеть классические чудища. Не случайно эта опасная неспокойность не могла завершиться ничем хорошим. Группа «Мост», «Синий всадник». Оскар Кокошка. И - на закуску - заяц на велосипеде. Мучили-мучили молодежь, и вот вам - похмелье, все изблевались экспрессионизмом. Если бы Менгс дожил до двадцатого столетия, то обязательно работал бы в Голливуде. Боюсь, что вслед за Милле провозглашал бы на каждом шагу: «Деньги и секс - вот все, что интересует толпу». «Носферату». «Кабинет доктора Калигари». «Дракула и вампиры». Долго стоял перед «Персеем и Андромедой», наслаждался картиной жадно, бесстыдно, словно пожирая варенье ложками. Вдруг все изменилось - навалилась тошнота, будто переел жирных немецких сосисок. Главным у Менгса на картине представился соблазнительный амурчик, что в уголке странно парил над землей (в нескольких сантиметрах) и похабно улыбался.

Tags: Питер
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments