i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. 2014. Май. 12

На пути к Менгсу остановился у портрета императрицы Марии Александровны Франца Ксавье Винтерхальтера. Тяжелый жемчуг в брошке, что приколота на груди. Массивная нитка жемчуга в волосах женщины. Жемчужина - символ первозданной чистоты и девственности. Древние верили, что жемчуг рождается в глубине океана: роса и свет. Христос в Евангелии от Матфея, говорил, чтоб не бросали жемчуга перед свиньями, ибо они попрут его ногами своими. В ветхозаветных историях манипуляции с жемчугом были популярны - бросали в вино и растворяли, чтобы показать власть и богатство. В XYIII веке у голландцев появилась своеобразная манера письма в стиле «тренье». Та же девушка с жемчужной сережкой у Вермеера. Такое впечатление, что с ней ничего не происходило. Явлена она вне времени, а события ее жизни, если и были когда-то, то теперь они не происходят. Вообще-то, в Голландии не было тюрбанов, а у Вермеера девица в тюрбане. Губы приоткрыты - что-то говорит, но что - не ясно! Тишина, неподвижность, но картина наполнена розовым, свежим дыханием. А фон-то черный. Из черного появляется синий - цвет платья, а тюрбан - тусклое золото. Синее проявляется кое-где на золотом, но не смешивается. Маленькая жемчужина служит центром полотна. Ее белый свет уравновешивает необычный, будоражащий цвет лица и четкую геометрию композиции. «Да будет свет!» - из книги Бытия, и вот вам - девица Вермеера в необычном стиле. У Винтерхальтера - никаких нарочитых столкновений света. Никакой двусмысленности. На всех картинах немецких художников у персонажей плотно сомкнуты губы, никто не разговаривает, взгляды конкретны и (даже у маленькой девочки) серьезны. Императрица Мария Александровна - в жемчугах. Но, траурны эти жемчужины. Не они - символ юной чистоты - центр композиции. Глаза царской особы. Мария Александровна, супруга Александра Второго, тяжело болела туберкулезом. Это страдание и затаенная скорбь в глазах, которые и есть центр полотна. Жемчуг есть украшение траура и бесконечности. Краски смешаны, приглушены. Голубовато-серо-белое и кружева, которые как-то странно обвисли, словно роскошный цветок подвял. Голландцы (исключая Рембрандта) противопоставляли цвета. Что бы тому же Вермееру не смешать синий и желтый? Получили бы зеленый цвет жизни. Ван Гог подметил эту особенность голландцев, а синий и желтый сам любил. У него смешения дикие, резкие - все его хижины после дождя и бешеное солнце в Арле на закате. У них, в Голландии, по словам Ван Гога, плохо обстояли дела с изобразительностью и изобретательностью, но неплохо выстраивают они композицию, а также никто не может упрекнуть их в отсутствии вкуса. Вот у немцев изобразительность богата. Тот же Каспар Давид Фридрих. В Зимнем дворце висит его картина «Мечтатель». Говорят, от полотен Фридриха отталкивались прерафаэлиты, те еще затейники. В «Мечтателе» среди руин замка сидит одинокий юноша. Вечер, и вокруг рыжий лес. Глядя на полотно, становится и хорошо, и жутко. Время не останавливается. Оно сжимается. В немецком зале почти физически ощущается присутствие Екатерины Великой. Две задачи решала после Петра Великого. Тот решил одну - шведскую. Хорошо решил. С тех пор Швеция не трепыхается. Если бьет, так бьет исподтишка, прикрываясь липовым нейтралитетом (поставки норвежской стали для танков Адольфа). Вот польскую и турецкую задачи решить не успел. Это красиво сделала Катя Великая. Особенно красиво получилось с Крымом. Интересная женщина была - вся на противоречиях. Подозрительно быстро скончался ее муженек-дебошир. Потом прирезали императора русского, Иоанна Антоновича. При этом Екатерина выдвигает тезис, популярный и поныне: Россия - это Европа. Если Европа, то что-то нужно делать с кровавой Семилетней войной. Петр III хотел объединить север Европы - Русь, Пруссию, Швецию, Англию. И всю мощь направить на Австрию, Польшу и Францию. Екатерина свернула в другую сторону. Замирилась с Австрией. Все это сопровождалось дворцовыми кульбитами и выгодными приобретениями драгоценных музейных экспонатов. Так и начался Эрмитаж и его знаменитые собрания.

Tags: Питер
Subscribe

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 69

    Кофе-брэйк. Звучит нехорошо, напоминает «бряк». Можно сказать: «Рюмка-бряк» - это про пьянку. После окончания мероприятия С.П. поехал с Д.З. в…

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 68

    Кому взбрело в голову вешать над входом в усадьбу электронные часы - красные, цифры мигают воспаленными углами? Сложную гармонию разрушает маленький,…

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 67

    Идеология вызревает в почве людских отношений долго. Перегной мысли. Удобрения чувств. Она - красивый, но ядовитый цветок, распустившийся на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments