i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2014. 11

Что предпочтительнее, реальность или повседневность? В жизни - едино, но в художественном произведении художник разделяет эти два явления. Они могут сосуществовать вместе, но творец будто бы препарирует единый механизм и, срезав внешние стенки, вскрывает внутренние шестеренки, болты, цилиндры и валы. Те же голландцы с их навязчивой повседневностью превзошли сами себя, и миру явился Вермеер, который мог изображать сублимированную повседневность. У него «Девушка с жемчужной сережкой» преодолевает скучную повседневность. Из анонимности этой мещаночки вырастает образ непревзойденный, свободный от каких-либо ассоциаций. Повод для увлекательнейших романов, историй, предположений. И, все же, это порождение повседневности. Триста лет спустя, следуя за Вермеером, люди с фотокамерами научились (пусть и крайне редко) выхватывать из ежедневной скучищи взгляд, жест, поворот, кратковременное состояние, которое есть случайное (и прекрасное) перемещение в сущностное состояние бытия. Все, что помимо или вокруг пойманного мгновения теряет для нас значение. В кино «выпадения из повседневности» также встречаются. Хотя они, как и у фотографов, крайне редки. У голландца Вермеера эти «попадания» в сущностную реальность - в каждом произведении. В этом художнике суть переворота западного мира. У Вермеера это выглядит прекрасно - одушевление низкой повседневности - и логично. С точки зрения русского человека (и пруссака) все это фантастическое издевательство. Вот немцы не спешили на сладенькое. Они не сублимировали скрытую за внешним реальность. Они не «возгоняли спирт» до стоградусной крепости (выпил - и сразу бьет по мозгам, так крепко, как у Вермеера или Питера де Хоха). Кончается пьянчугами Яна Стена или Якоба Йорданса, приземлением святого, как у Рогира ван дер Вейдена. Немцы - это молодое вино романтики. Попытки разработать темы без использования ржаного теста каждодневности.

Долго стоим с М. возле великолепного полотна Каспара Давида Фридриха - серое море, парусный бот и двое молодых людей вглядываются в лениво расцветающее утро. Говорю М.: «Когда гляжу на это полотно, вспоминаю страстную повесть Гете «Страдания юного Вертера». В голове моей проносятся фантастические песни Шуберта и ненормальный баварский король, свихнувшийся на Вагнере». «Точно, - подтверждает мои слова брат. - Посмотри на великолепного Аахена. Между прочим, натюрморт Христофора Паудисса, а особенно его девичий портрет в профиль по уровню не уступают Вермееру, но, если бы меня спросили, Вермеер или натюрморт Паудисса, я остановил бы свой выбор на немце. Удивительно, но, рассматривая Вермеера, мне не нужно напрягать мозги, размышляя над всякими хитрыми сложностями. Как над удачной фотографией. Но вот у полотна Георга Кристофа Гроота не могу удержаться от размышлений. Портрет великой царицы Екатерины Второй, когда она была всего лишь княгиней. Юная девица, а какой ум в глазах, сколько такта и терпения. Муж ее, Петр, говорят, был пьяница и хамло. Дворцы при нем пропитались духом табака и портвейна. Каждый день пьян, а Елизаветинских вельмож, стариков в орденах и званиях заставлял маршировать на плацу и ржал при этом над их осанкой и животами. Жил в Ораниенбауме, молодую жену, красавицу Екатерину, не любил. У него были другие предпочтения. Но, факт: именно при Петре Третьем закончили сооружение Зимнего дворца, по которому мы сейчас бродим. При этом был германофилом. Русские - в Берлине, а Петр задружился с Фридрихом и все завоевания отдал. Однако, терпеть не мог датчан и разных прочих шведов. Офицеры и гвардейские полки были недовольны. Пассеки и Орловы плели заговоры. Молодуха Катя с решительными ребятами якшалась. Старики вельможи на это дело смотрели одобрительно. То есть Гроот изобразил не просто девочку, образованную простушку, а человека, способного припасы ума, образованности пустить в реальное дело. Все настоящее чревато смертью. Кто удачлив в реальных делах - мудрец и герой, а проиграл - злодей и преступник. Ты заметил, стены в немецком зале какого-то неестественного, светло-песочного цвета?»

Tags: Питер
Subscribe

  • Между прочим

    В цехах, как мне показалось, намеренно уничтожаемого куликовского предприятия.

  • Мелочь, но неприятно

    Васильева Татьяна Тимофеевна, руководитель ОО Молодежного центра инвалидов «Доброта и мир», крайне удивилась неприятному факту. Со стороны социальных…

  • Не ко времени. 34

    Массированная атака на ковид результата не приносила. Врачи-космонавты делиться со мной информацией не спешили. Уловил: при поступлении в шестой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments