i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. Май. 2014. 5

Голливуд был захудалой калифорнийской деревушкой, когда в начале прошлого века туда явились парни из Одессы, Минска и Варшавы. Впоследствии за ними числились (а иногда это продолжается до сих пор) такие кино-гиганты, как «20 век Фокс», «Метро-Голдвин-Майер», «Коламбия». Одесско-нью-йоркский десант в деревне неплохо встретили. Фантастические пейзажи. Море солнца, а значит, солидная экономия на освещении. Все думал - чего это в американских фильмах все Лос-Анджелес. И блокбастеры, и боевики, и комедии случаются в районе Сансет Бич. И сегодня действует железное правило - чем экономнее, тем лучше. Гораздо меньше снимают в Нью-Йорке. Совсем редко в Чикаго. На Аляске почти не снимают. Ребята из Одессы бежали в Голливуд от доброго изобретателя Томаса Эдисона. Он монополизировал права на использование киноаппаратуры - кто ему не заплатил, тому по башке штрафными санкциями и судами. Таким образом Эдисон выжил с континента и братьев Люмьер, и кинофирму Пате. Не смог придавить великий жадюга лишь ребят из-под Минска. Им хоть Минск, хоть Нью-Йорк, хоть Голливуд - всюду выживут.

При встрече М. сказал: мужской портрет Антонелло да Мессины из Эрмитажа уже увезли, и его место нынче пусто. Пожалел - с удовольствием бы глянул на эту прекрасную картину еще раз. Между тем с да Мессиной произошла история, которую Вазари назвал «удобной тайной» (вообще, всякий грамотный человек должен прочитать жизнеописание художников Вазари, также как Библию и Коран). История с да Мессиной произошла более пятисот лет назад. Известно, что Чимабуэ и Джотто картины рисовали темперой. Мечта всех художников заключалась в простой вещи - надо бы рисовать посочнее, поярче. Чтобы богатые купцы и попы охотнее раскошеливались на всяких святых и Мадонн. Темпера - материал достойный, но непрочный. Рисование на штукатурке или на дереве не совсем удобно, с точки зрения транспортировки, деревяшку-то не свернешь.

Был конец пятнадцатого века, и по Европе прокатился слух, что некто Иоанн из Брюгге (художник и алхимик) изобрел краски на масляной основе. Но, самое главное, ему удалось изготовить лак, покрыв которым, масляное изображение можно было мыть водой, а ему ничего не делалось. Иоанн из Брюгге поставил изобретение себе на службу, беспрерывно рисовал красочные портреты и продавал их за хорошие деньги. Секрета приготовления лака никому не доверял, даже своим ученикам (то же самое сделал полтысячи лет спустя Эдисон с киноаппаратом). Антонелло да Мессина (делать нечего!) из Палермо отправился на Север. Он понимал, сколь «удобная тайна» хранится в голове Иоанна. Вез итальянец много подарков, был ласков, а самое главное, несколько лет бескорыстно трудился на Иоанна. Старик был растроган и доверил секрет приготовления лака и получения масляных красок Антонелло. Дождавшись, когда Иоанн скончается, да Мессина отправился в обратный путь. На родине, в Италии, он, наконец, развернулся во всю мощь. Пошли прекрасные портреты не только на досках, но и на холстах. Холсты легко сворачивались в трубочку, их легко было транспортировать. Однако и Мессина секретов красок и лаков никому не передавал и лишь в конце жизни доверился некоему Доменико, а уж от него секрет узнало множество прекрасных мастеров.

Расстроился оттого, что великолепный мужской портрет, воплощенная «удобная тайна», ускользнула от меня, а ведь с киноаппаратами Эдисона произошла та же история. Появился новатор кинематографа Гриффит (отец монтажа кинопленки), а уж у нас у Гриффита учились Эйзенштейн и Дзига Вертов.

Позвонил М. Сказал, что сегодня же идем в Эрмитаж. Там вывесили Тициана, которого раньше не видели ни М., ни я. Это чтобы не расстраивался относительно мужского портрета, который увезли в Италию. Картина Тициана «Бегство святого семейства в Египет» пятнадцать лет находилась на реставрации и вот теперь обрела свое законное место в экспозиции. Картина написана в те времена, когда молодой Тициан встал на самостоятельный путь и отходил постепенно от своего учителя Джорджоне.

Tags: Питер
Subscribe

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 69

    Кофе-брэйк. Звучит нехорошо, напоминает «бряк». Можно сказать: «Рюмка-бряк» - это про пьянку. После окончания мероприятия С.П. поехал с Д.З. в…

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 68

    Кому взбрело в голову вешать над входом в усадьбу электронные часы - красные, цифры мигают воспаленными углами? Сложную гармонию разрушает маленький,…

  • Москва. 22 - 25 апреля 2017. 67

    Идеология вызревает в почве людских отношений долго. Перегной мысли. Удобрения чувств. Она - красивый, но ядовитый цветок, распустившийся на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments