У Грановитой палаты - лестница. По ней спускался Ельцин с Путиным. Владимир Владимирович был молод, сухощав, волосы на голове еще присутствовали в достаточном количестве. Кажется, здесь Борис Николаевич сказал: «Берегите Россию». Путин вот уже пятнадцать лет бережет, как может. Здесь же Михалков Никита изображал царя Александра III в своем лубочном киноэпосе “Сибирский цирюльник».
Ю. поднялся на путинско-ельцинскую лестницу. Там я его и сфотографировал.
Высоко забрались по узеньким ступенькам и через маленькую дверь протиснулись в небольшую церковь Ризоположения. В крепости, если не итальянцы, то псковские и московские мастера. Новгород почти отсутствует. Не любила царская знать новгородцев, не те были у новгородцев настроения. Благовещенский, Успенский собор - это русский (псковский) Север. Постник и Ширяй направлены были Иваном Грозным в Казань. В тамошнем Кремле мастера ставили еще один Благовещенский собор. Церковь Ризоположения построена была в пятнадцатом веке. Заказывал митрополит Иона. Потом митрополит Терентий восстанавливал храм. Патриарх Филарет - новый иконостас. Роспись стен - патриарх Иосиф. Потом церковь соединили переходами с великокняжескими храмами. Царицы, царевны - вот кто посещал это небольшое строение. Стены белокаменные, разделены вертикальными лопатками на прясла. Они увенчиваются пиловидными закомарами. Солидный центральный проход. Венчает его здоровенная закомара, а там уж изящный барабан, крытый золотом. Под куполом - тройной фриз. Испещрен каменным орнаментом, из кирпича. Стены, апсиды в терракотовых балясинах. Западный, северный, южный фасады имеют небольшие ниши-киоты. В северной нише - фреска с изображением храмового праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Северный портал из красного кирпича выходит на галерею, что бежала в княжеские покои, а образ Печерской Богоматери помещен в нише на западном фасаде. Стилистическое единство росписи вызвано одномоментностью ее нанесения - XYII столетие. На двери, в жертвеннике, редкое изображение одного из двух разбойников, распятых одновременно с Христом. Звали его Рах. Уверовал в Бога в последние минуты жизни. И попал в рай. Вот он входит с крестом на плече в райские кущи (чем-то напоминающие пальмы). Назарий Истомин, в 1627 году, на иконе изобразил Троицу Ветхозаветную. Изображение расположено в нижнем ряду иконостаса, и горит оно золотом, пурпуром, греет темной зеленью пушистого древа, что над головами троих.
Ю. долго смотрит на пламенеющее изображение, говорит: «Не хуже, чем у Симеона Ушакова». Есть там еще одна хитрая штука: «тощие» свечи - большие полые подсвечники из воска. Воск расписан плотным цветным орнаментом. Свечи имеют массивные посеребренные поддоны. Поддоны установлены на фигуры львов.
В маленькой церковке Ризоположения задержались дольше всего, а рассчитывал зайти, пробежаться и скорей направиться в Благовещенский храм. Деревянная скульптура: в эту церковь со всего русского Севера - Соловки, Кижи, Кирилло-Белозерский монастырь - их мастера творили образы не кистью, а резцом. Крест реликвенный. Сольвычегодск. Крест вырезан из гробовой доски, а в гробу лежал митрополит Петр. Впоследствии крест принадлежал Строгановым. Херувим из напрестольной сени. Ангельский чин соловецкие мастера уважили, окружили огромными, хлопотливыми крыльями. Над херувимами, как увижу, размышляю: голова - есть. И крылья. Где тело - неизвестно.
В Лувре, в отделах деревянной скульптуры, все иначе. Крылья (две штуки), голова, руки, ноги, туловище. А у нас вместо туловища предполагается одухотворенный воздух. На Руси с телесным всегда была напряженка. Выдумать выдумают, а как приспособить изобретение, сообразить не хотят. Лень. Принцип изобретен - а дальше скучно становится. Мастера из Оружейной палаты в конце XYII века взяли картину Рубенса «Удар копьем», да и вырезали ее точную копию. Сделали горельеф, богато раскрасили. Получился образец раннего русского барокко. Деревянная массивная картина выставлена в Северной галерее. Одно из немногих свидетельств присутствия Новгорода в Московском Кремле - деревянная икона начала XYI века. Рельеф, изображающий снятие с креста. Крест семиконечный, а Иисуса бережно снимает с него Иосиф Аримафейский. Богоматерь, Святой Георгий, Параскева Пятница, Святой Иосиф, Иоанн Богослов - все выпукло, красочно, торжественно.
Ю. говорит: «На Севере из дерева много резали оттого, что густые были леса. Лето короткое. Зимы - темные и холодные. Плоские изображения мало впечатляли. Чтобы душу прохватило во тьме и стуже, нужна была выпуклость. Выпуклое и в зимней мгле руками можно ощутить».