i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Выставка. 16

Кладбище - плоскость. Посетитель - точка. Самая маленькая, убогая, с простейшей фактурой, но пребывающая в коренном статусе первоэлемента. Подавляющая часть жизни - непрерывный процесс взаимодействия объектов, субъектов. Интересен процесс превращения одного в другое. Об элементах, из которых появляются эти перевоплощения, в обычных обстоятельствах не задумываются. Но кладбищенское пространство взрывает повседневный поток страшным напряжением покоя. Многие любят кладбище. Гуляют, чувствуют под ногами не почву, а мистическую пленку, что служит границей между «тем» и «этим» миром. Когда темнеет, из-под ног, как тесто из кадки, лезет спокойный обморок небытия. Здесь-то и выясняется мощная сила (ощутимая, ледяная) небытия. И посетитель мест успокоения превращается в первоэлемент «нашего», «посюстороннего» мира. В этом качестве только и можно врезаться в ледяное тесто небытия и остаться в живых. И деревья, и не растаявший снег, и наливающийся синевой воздух концентрируются вокруг живого человека-точки, существа чувствующего и живущего. Не хотел бы - а внутренним взором устремляешься в подземную глубину. Через точку твоего тщедушного тельца начинают говорить великие голоса неведомых начал. Стремительные росчерки голых деревьев, серые дорожки, кресты, памятники, церковь и колумбарий словно притягиваются только к тебе одному, скрещиваются на тебе и через тебя растворяются легкими тенями в той бесконечности, что раскрыл для живого мира ты сам - в плоской кепке, остроносых ботинках, толстый и лысый.

На Ваганьковском, за церковью, увидел могилу дорогого человека. Клоун Енгибаров. Давным-давно живое явление этого удивительного артиста (видел выступление в Саратове) определило на долгие десятилетия в моей жизни очень многое. Есть элементы, из которых состоит сама жизнь. Недолгий контакт с клоуном, выступление которого видел на арене, как гвоздь, вбитый в дубовое бревно бытия. Мои руки и ноги, плечи и голова, брюхо и зад, чувства и мысли, слезы и смех повисли на этом «гвозде» - клоуне Енгибарове - и до сих пор висят в моем обличье. Карабас-Барабас вешал после представлений кукол на гвозди, в закулисье своего театра. Вот и меня кто-то повесил на подобный гвоздь. Народный артист Армянской ССР Енгибаров - из желтой, потемневшей бронзы. Башмаки-хлопушки и неизменный, распахнутый над головой, зонт.

Возле церкви, где Высоцкий и бандиты, много спортсменов. Мужественные парни и девушки десятилетиями держали на своих плечах тяжкий груз вовлечения в скудный мир послевоенных образов миллионы и миллионы болельщиков. Чем тяжелее было стране, тем легендарнее и любимее были боксеры, футболисты, хоккеисты и, чуть позже, фигуристы вместе со своими наставниками. Вот могила хоккеиста Майорова. Вот - Альметьев. Страна безумствовала от легендарной игры Эдуарда Стрельцова. Ему и памятник соответствующий - оригинальный, с выдумкой. Великолепный игрок Численко. А вот тренеры: Тарасов. Почти миф, а не человек - Старостин. Кому-то пришла в голову оригинальная идея. В мемориал футбольного тренера Бескова внедрили скульптурную группу - два бронзовых мальчугана в коротких штанишках, с мячом, заворожено смотрят не на тренера, а куда-то в неведомую даль, где мечта и царство грез. Запоминающийся памятник Филатову. Артист, как и при жизни, сух, строен, в легком джемпере с подтянутыми рукавами. У входа на кладбище все портит позолоченный, вычурный ангел в желтой ограде (захоронение любимой дочери одного модного салонного портретиста). На площадке за колумбарием (это то самое светлое здание, похожее на продолговатый куб, чуть видный от входа на кладбище) неприятно поразила роскошью черная гранитная могила телеведущего Молчанова. Скромный крест над могилой Петра Фоменко. Сдержанный постамент Георгию Вицину. Григорий Чухрай, мой любимый Ростоцкий, его жена, его сын - тоже здесь. Вадим Спиридонов, Юрий Демич, Владимир Ивашов с сыном лежат себе, и ты, сконцентрированный в простую точку, можешь чувствовать - кому и как лежится там, откуда нет возврата. Хорошо ли режиссеру Плучеку? А композитору Юрию Саульскому?

Выходил за кладбищенские ворота все еще собранный в точку-дырочку, сквозь которую свистел сквозняк «оттуда» - в весеннее «сюда». Створки ворот скрипнули: охрана сомкнула ворота кладбища. «Сквозняк» потустороннего стал утихать. Мелькнула нелепая мраморная глыба надгробия кутилы и карточного игрока Абдулова Александра. С лязгом захлопнулась и массивная калитка. Сквозняк иного мира прекратился. Из точки вновь растекся телом-кляксой на сером московском тротуаре.

Tags: Выставка
Subscribe

  • Питер

    Последняя и самая короткая запись о моей майской поездке в Санкт-Петербург.

  • Снова Питер

    Выкладываю предпоследнюю часть моего видеопутешествия в Ленинград.

  • Отрывок из моего видеопутешествия

    Предлагаю вашему вниманию третью часть моего фильмика о поездке в Ленинград:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments