i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Питер. 2013-2014. 31

Жилин - здоровый красавец, в черном смокинге сидел за роялем. Игра - изумительная и с подвохом: знакомая тема из классики. Музыкант наигрывает эти отрывки легко, высоко подняв голову к сияющим люстрам. Роскошная ударная установка - черная, праздничная, в медных тарелках. И - пустая. Жилин в одиночку раскачивает хорошо известные мелодии из Моцарта, Чайковского. Даже песни Дунаевского проскальзывают. Джазист выхватывает нотку, она же служит ему мостиком, что позволяет перескочить с одного мелодического потока в другой. Потоков-мостиков под длинными пальцами появляется все больше. Это не ритм организма (он-то как раз все сильнее разламывается музыкантом). Это дорога к ритмическим построениям, что начинают работать сами по себе. Животное подвержено простейшим ритмам, чувствует их, а человек мнит себя великим, будто бы осознавая самого себя. Жилин развел ловкую спекуляцию звуками на территории ритма не как функции, а как самодовлеющего начала. Вот он - великий магистр музыкального пространства (и более того, намеком - самого мира), ломает ритмические рисунки хорошо известного. Вот по «кочкам» выбивающихся сквозь звуковой ряд обозначенных нот скачет, выставляя в первый ряд ритм ради ритма. С этого начинается так называемая импровизация. Вступительные аккорды «Сороковой симфонии» Моцарта оплывают, как мороженое на солнце. Первые ноты «Полонеза» Огинского разбухают, как венозные старческие ноги. Зал, заполненный публикой, чутко улавливает - музыкальный стриптиз начинается. Крепнут нездоровые ритмические всполохи, музыки уже нет. Она разбита - и только мелкие осколки, словно от рухнувшей хрустальной люстры, со звоном разлетаются по паркету. Только рухнувшая люстра - это продолговатый хищный рояль. Жилин, словно Воланд, идущий по световому лучу, - торжественен и строг. Он бросает вызов всем уверовавшим в то, что музыка дает возможность человеку, преодолев ограниченные физические формы, глянуть краем глаза на божественный смысл. Святого нет - гордо доказывает джазист. Черный барабан поблескивает лаком, подтверждая - так, Жилин, так. Неожиданно возникает тощий ударник - с козлиной бороденкой и лысый. Он вскакивает за ударные. Вот средь звона рояльных трелей разливается трескучее барабанное соло. Вот оно настоящее упоение ритмом ради ритма. Сладкие туши приятных для слуха мелодических сочетаний джазисты, как мясники со скотобойни, обдирают. Куски мяса разлетаются в стороны. Люстры в зале горят уже не серебром, а несвежим, жирным золотом. Чудится, что от них исходит тяжкий чад. Белые колонны филармонического зала расселись, потолстев, опухли, растрескавшись. Красные диваны, кресла, на которых сидит публика, стали живыми, бордовыми, тяжело заколыхались. Лица зрителей исчезли. Не видать ни женщин, ни мужчин. Серые пятна. Пустые черные глаза-кругляшки. И раззявленные рты, как у Мунка на картине «Крик». К концу первого отделения пальцы Жилина бешено носились по клавиатуре. Сам он дергался с бледным, надменным лицом, словно подстреленный, потерявший много крови. Появился толстенький бас-гитарист. Господство ритма ради ритма стало подавляющим, бесспорным. Пианист, собственно, стал лишним. Он убрал руки с клавиатуры, откинулся назад, сидел, притаившись. Выскочил мужик с пухлой закорючкой саксофона. Саксофон немедленно встроился в ритм-секцию, подчинившись. Хрипло рявкал в местах наиболее полного ущерба для цветущей клумбы, что когда-то называлась музыкой. Когда речь идет о музыке, то неизбежно речь заходит о Боге. Или о его отсутствии.

Во втором отделении «Фонограф» поставил жирную точку в разговорах о высших целях музыки. На сцену вывалилось множество мужиков. Рубах нет. Одни жилетки в полоску. Круглые канотье на крепких головах. Галстуки-бабочки на смуглых жилистых шеях. Тромбоны, альты, саксы и круглые, цвета слоновой кости, банджо. Ухал бас: «Бога нет, бога нет, бога нет…» В моей голове, словно басовые ноты, взрывались артиллерийские залпы броненосцев. На прославленной сцене питерской филармонии гремел костями страшный скелет самой сладкой человеческой иллюзии - музыки.

Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments