i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 2013. Дума. 9

Платья от модного кутюрье не должны выставляться с ценными артефактами. Это разрушение. Хорошо продуманная провокация. Все это так же нелепо, как лекции по искусствоведению в программе «Дождь». Допустим, в стране, в рамках пятой колонны, действует враждебная информационная единица. Прикрытие - якобы глубокая заинтересованность образцами высокого искусства. Интересных материалов по истории революционного движения на некоторых медиаресурсах никто не предложит. Во времена воспаленного внимания к программе «Голос Америки» диссиденты, сбежавшие из СССР, не устраивали передачи о творчестве Писарева или Плеханова. Даже про драматурга Островского и художника Сурикова не упоминали. Стилистика иная. Культурный и идейный фон абсолютно иной. Столкновение (наглое, намеренное) абсолютно несовместимых контекстов - забава разумных, злобных врагов. Разрушительный эффект - ядерный. Выгорает все живое. Пушкинский и так-то музей сомнительного свойства, скорее, и не музей, а хорошо оборудованное копиями и слитками учебное заведение для занятий будущих художников и искусствоведов. Отрыжка неудавшегося российского буржуазного колониализма. Русское дворянство в лице Петра, Екатерины, Александра I создало Петербург (как прорыв в Европу), Севастополь (теплые моря), накупило великих картин (все вместе). А что придумало русское купечество и частный собственник? В Африку, Индию, на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию русский капитал никто пускать не собирался. Все ценное, что было найдено в Долине Царей и в Мексике, вывезли различного рода конкистадоры - наполеоновские солдаты, английские пираты, испанские бродячие идальго. Тут же на подхвате итальянцы с голландцами да португальцы. Русскому частному собственнику обидно было - скупали Щукины и Морозовы разных бедных французских художников, да вот и напрягли профессора Цветаева на создание музея слепков. Третьяковка пока держится, а Пушкинское хранилище гипса, после Антоновой, и вовсе превращают в проходной двор. Ладно бы, Юдашкин (следующий кто - Слава Зайцев или «историк» моды Васильев?). Тут еще и голландцы. И Бриттен. Согласен - Рембрандт, «Ночной дозор». Буржуазная публика Нидерландов так-таки и не простила великому художнику, что он на их деньги сумел выбраться за жесткие рамки четко обозначенных традиций. Привезли нынче в Пушкинский всю соль буржуазного скопидомства, явили отменно суть лавочников маленькой страны, на несколько десятков лет, в силу сложившихся обстоятельств, вырвавшейся вперед в деле околпачивания добрых соседей. 10 картин - огромных, прекрасно сохранившихся, изображающих собрание строгих дядек с ружьями. Все - в ряд. Все - одинаковы. Каждый персонаж платил художнику за собственное изображение. Написан субъект в профиль - одна цена. Анфас - другая. Больше всего денег брали, когда заказчик изображался в пол-оборота. Если совсем много дали денег, то на групповом портрете дядя, как живой, пределы мастерства за ваши денюжки не имеют границ. Мало уплачено - и изображение похуже. Северные Нидерланды. Начало XYII века. Впервые в мире ядерный заряд из индивидуальной свободы и протестантской веры (эгоизм как высшее воплощение религиозного экстаза). И, конечно же, республиканское устройство (много денег - сидишь в парламенте, денег нет - пребываешь в тюрьме или в заморские колонии сослан). Смрадный запах денег. Говерт Флинк - рота стрелков капитана Йохана Хейдекопера. Дирк Якобс - попечители сиротского приюта. Также Николас Пикеной, Бартоломей Холст, Гербрандт Экхаут. Поразительно, но даже летом вся почтенная голландская публика разъезжала по городам на санях.

Долго рассматривал лица людей, составляющих попечительский совет работного дома для женщин. Сами женщины на втором плане. В просторном помещении несчастных множество, может быть, сотни. Приглядывают за работницами мужчины. Что-то такое делают с пряжей. Может - сучат канаты для флота. Или сшивают паруса? На переднем плане - чопорные старики и надменные, некрасивые пожилые женщины. Черные камзолы и наглухо закрытые платья. Отложные белые воротники. И - на столе деньги. Аккуратные серебряные кругляши. Руки людей с монетками нежны, изысканно откинуты, повернуты так, что можно легко определить достоинство монеты. Так раньше, на картинах старых итальянских художников, рисовали руки ангелов да девы Марии, в руках - оливковые ветви и легкие венки из цветов. Боттичелли. «Весна». Какие уж тут цветы у голландских обывателей. Тепло и ласка человеческих рук одному объекту - кругленькой денежке. Как быстро стухло население Западной Европы! Прошло пятьсот лет, но зловоние от падшего тела струится сквозь века.

В зале с голландскими картинами - полицейские, вооруженные, строгие. Пробираюсь на главную лестницу. Вдоль стеночки прохожу в зал со столами, на которых шампанское и бутерброды. Пахнет колбасой. Какой-то иностранец говорит непонятно, торжественно. Усек: в России к концу подходит Год Голландии. Хорошо, что с этого годика - мне хоть бутербродик. Остальным - зимняя Олимпиада в Сочи.

Tags: Дума, Москва
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments