i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 2013. Съезд. 17

Зачем Китаю Олимпиада? Выходит, чем больше страна стремится в мировые лидеры, тем больше она должна удовлетворять потребности всего человечества. Например, в предоставлении массовых, общедоступных зрелищ. Особой материальной выгоды для того же Китая вроде бы и нет, но удовлетворено коллективное бессознательное, толкающее человечье стадо к зрелищам (балаганы, цирки, пляски, олимпиады и турниры). Нынче в обиход вошла странная смесь спорта и тяжелых увечий. У человека ноги не работают, а он шурует на лыжах. Рук нет, а упорный инвалид плывет.

Речь о публике, кушающей все это: смесь удовольствия и ужаса. Ничего не скажешь - сильный возбудитель. Лично я считаю, что Олимпиады инвалидов - это слишком. Не было бы ног у меня - обязательно сел бы в тележку на лыжню, упорно бы тренировался. Но только так, чтобы никто ничего не видел. Выставлять эти тренировки на всеобщее обозрение не стал бы. Не позволил бы разум и стыд.

Западная Европа выдвинула несколько моделей поведения, имеющих всемирное значение. Западным европейским странам эти модели не приносят, как правило, ничего хорошего. Дело тяжелое, но, по специфическим причинам, смертельное излучение прет из этого реактора, облучает окрестные страны. «Macabre» - слово страшное, запредельное. Это даже не страх, не смерть, не тлен. «Масаbre» - универсальное отрицательное. Зло, возведенное в идеальную степень. Чудовищное это явление мучает западную культуру много веков, корежит ее, но является ее топливом, ее центральной частью. Протестантизм - не только чувство индивидуального Бога, но и твой личный дьявол. Страх смерти был (и остается) столь сильным, что порождает противоположный, чудовищный образ - пляска Смерти. Живой человек и его мертвый двойник. Мертвечина более живуча, нежели одушевленное, органическое. Босх. Печатный станок. Гравюра. Библию печатали в гораздо меньшем количестве, чем гравюры с Босха, где во всем великолепии представлены мерзости мира, все его зло. Брейгель старший на хлеб зарабатывал, подделывая босхианские гравюры. При разглядывании произведений Босха внутрь вползает специфическое чувство острого интереса, гадливости и возбуждения (стыдного, но сладкого). Будто бы неожиданно перед вами явился мертвый марсианин - лупоглазый, зелененький. Ужас западного человека - от столетних войн, от эпидемий, от жадности. «Скупой» Мольера - верно. «Гобсек» Бальзака - истинно. Каупервуд у Драйзера - правда. Не надо себя обманывать - облучение европейской культурой - это одновременно облучение метафизическим ужасом. Кто придумал «чистилище»? Отцы-католики. XIII век. Система точного расчета (по деньгам) с потусторонним миром. Индульгенции. Из этих попыток рассчитаться и с Богом, и с Сатаной произросло европейское естествознание. Лютер в ужасе (реально видел Сатану) писал свои гениальные тезисы. И - музыка. Самая идеальная форма расчета. Восстание немцев-австрийцев против Неба. Бах. Бетховен. И, наконец, Вагнер. В то же время Кьеркегор выдавал свои симфонии в текстах, посвященных страху, как высшему, отвлеченному началу. Ницше, который все понимал и про европейское просвещение, и про европейскую культуру. Папашка (вместе с Вагнером) всех европейских упырей и вурдалаков. Ницше повесил над столом портрет Достоевского. Знал - Федор Михайлович взрезал русский дух, как консервную банку, и впустил туда бесчисленных бесов, бесенят, вампиров. За освоение духовного пространства, без которого европейский горшок с чертями мог лопнуть, благодарил Ницше (перед тем, как сойти с ума) Федора Михайловича. Вокруг Вагнера - робкие почитатели. Брукнер - застенчивый австрийский неудачник, чуть не чокнулся от счастья, когда великий автор опер подарил ему свою фотографию с автографом. Все симфонии Брукнера (и великолепная, третья, посвященная Вагнеру) исполнены только в середине двадцатого века. Знатоки (и я согласен) сказали: в веке девятнадцатом Брукнер сочинял так, как будут писать музыку лишь в веке двадцатом. А он все мучился, все переписывал различные варианты, да так и скончался безвестным.

Впервые услышал Брукнера в Питере, когда дирижировал оркестром Геннадий Рождественский. Понравилось, но возникло чувство дистанции и настороженности, чего не могло возникнуть при восприятии шестой симфонии Чайковского.

Федосеев энергично дирижировал (без дирижерской палочки). Третью, вагнеровскую, симфонию исполнять по-другому нельзя. Зал сидел, не шелохнувшись. Парень с рюкзаком сидел тихо, не поднимая головы от переднего кресла. И лишь к концу четвертой части одна из старушенций-соседок восторженно прошептала: «Сюда, в консерваторию, когда нам было по семнадцать лет, меня пригласил мой будущий муж. К сожалению, сейчас уже покойный».

Бедные китайцы - не ведают, что творят. Учатся писать картины, сочинять музыку, плясать балеты и устраивать Олимпиады, как в «цивилизованной» Европе. Зачем? Ведь доиграются до какого-нибудь «китайского» Достоевского.

Tags: Москва
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments