i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Казань. 2013. 3

Писания Дюма отца о Пушкине противоречивы. Узнав о расправе над декабристами, Александр Сергеевич тут же, если верить французскому романисту, разразился стихотворным обличением Николая-царя. Стихотворец будто бы написал: «Еще все-таки я надеюсь на коронацию: повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». Царь же вызывает в Петербург. Пушкина охватывает страх. Считает - царь узнал о его сочувствии декабристам. Приезжает во дворец, а вместо гнева - милость. Во время следствия в бумагах арестованных обнаружили письма поэта, в которых он отказывается от участия в заговоре. Николай, обрадовавшись, делает Александра Сергеевича придворным летописцем. От Пушкина ждут повествования о Петре I. Но, опять двадцать пять, вместо истории царствования Петра появляется «История Пугачевского бунта», и так до бесконечности. Нам, в России, о Пушкине нужно говорить определенно: поехал из Михайловского в Питер, к восставшим друзьям, но помешал заяц, перебежавший дорогу. А у Дюма выходит, был не один заяц, а три. Да еще какие-то письма. В общем, поэт в России был великий, но были там и нюансы. Дюма - типичный продукт западного скептицизма. К тому же, страшный индивидуалист. Все, кроме себя, любимого, подвергает сомнению. А знаменитые «Три мушкетера» вовсе дарвинское «Происхождение видов», только изложенное в упрощенной форме, для потребления широких народных масс, научившихся недавно грамоте.

Казанский Кремль противоречив, как повествование Дюма-писателя о Пушкине-поэте. Подозреваю, что сделано это намеренно. Например, памятник зодчим Казанского Кремля. Русский в шапке, татарин чуть ли не в чалме. Мол, православный и мусульманин (оба мастеровитые и, естественно, гениальные) для боевого укрепления, которое с великими жертвами и упорством было захвачено русскими и иными народами, имевшими претензии к прежним обитателям Казанской цитадели, сделали одинаково много полезного. Русские, частично с иными народами, это укрепление сначала порушили, чем обеспечили великий толчок к развитию России. Защитникам тогдашней Казани трудно полюбить царя Ивана, и никакого ощутимого прогресса этот остаток Золотой Орды, после уничтожения Казанской стены, не ощутил. История этой самой великой Орды практически закончилась после знаменитого Казанского похода. И, кстати, артиллерией в этом походе заведовал иноземец с Запада. Не натуральный этот памятник двум зодчим - русскому и татарскому. Идеология монумента не та. Классовое содержание отсутствует. Раньше - марксизм-ленинизм, интернационализм, общая земля и заводы, фабрики. Тут как раз памятник Мусе Джалилю (прекрасный, кстати сказать, монумент). Татарин и русский - рабочие Казанского вертолетного завода - братья навек - это понятно. Но, делать вид, что ислам сольется с православием и послужит платформой братства двух народов - вряд ли. Кул Шариф и Благовещенский Собор на одной площадке - это только пока хорошо. Потом, вполне вероятно, может получиться не очень. Православный храм, а напротив - раскопанные фундаменты, то ли могил, то ли дворцовых построек казанских ханов. Да еще тут же, в помещении бывшего культового христианского сооружения - музей татарской государственности. Маковка, что венчает этот музей, без креста. А крест-то был! Сама мечеть - новодел, подобно лужковскому Храму Христа. Спорили два президента: Шаймиев и Ельцин - что быстрее построится - мечеть или храм. Успели, кажется, одновременно. Что за сила толкала Шаймиева к постройке мечети? Ведь обошлось это сооружение в четыреста миллионов рубликов! Ислам - религия довольно далекая от православия и, вообще, от христианства. Мусульманин - человек слова. Слово для почитателя ислама - это первая ценность и высший авторитет. А у христианина - образ. Рисуют Бога, его мать, Страдальца и различных животных. Христиане умудрились даже Дьявола изобразить. Какова фантазия! Какой безбрежный разврат духа! В исламе - лишь Коран. Его дух и буква. Никаких церковных хоров и музыкантов. Лишь черный камень Кааба в выжженной пустыне. Внутри Казанской Кремлевской мечети по стенам - суры Корана в золоченых рамках. Бело-серый мрамор. И - изумительной красоты цветы на изразцах. Пускают и женщин, но только на балкончик. Сверху виден огромный зал для молений. Растительный орнамент по стенам, и никаких тебе жанровых зарисовок. Благоговейная тишина и заросли чудесных цветов.

Tags: Казань
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment