i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Кинош-ка-ка. 8. Пусто орлиное гнездо

В «Эрнани» Гюго осуществил свой давний замысел - взболтал в одном флаконе все виды поэзии. А начинал-то с классических произведений (король даже дал 17-летнему поэту ежемесячное пособие). Так и пошло - все мешают и мешают - теперь уже с музыкой. Несколько лет назад - триумфальный мюзикл «Собор Парижской Богоматери». А вот сейчас «XX век Фокс», Том Хупер, Рассел Кроу (Жавер) и ужасно тощий человек-росомаха - Хью Джекман (Жан Вальжан). Поют в киноопере «Отверженных». Что случилось с англичанами? То Стоппард с русской «Анной Карениной», а тут француз Гюго с «Отверженными». «Анна Каренина» - I Оскар и одновременно хуперовское творение - 8 Оскаров. Триумф почти такой же, как у «Титаника». При этом - восставший народ и будущий доктор Лектор Ганнибал Эдди Рэдмэйн (Мариус) с пролетарским алым флагом. Баррикады. Гаврош. Реки крови и революционные гимны. Тут три объяснения - Европа с Америкой изголодались по настоящему искусству. Это должно быть искусство юное, романтическое. И страсти - простые, ясные, горячие. Второе - дела плохи в хозяйственной жизни, и еврики трещат и сыпятся. На родине демократии, в Греции, сотни тысяч протестующих. Честный ответ на честные обстоятельства (весьма суровые). Нас ли, детей Гольфстрима, удивишь революцией! Вот творцы и интеллектуалы ее готовят. Свежий запах парижской весны 68-го - запах сигарет «Голуаз», горелой резины и акаций. Третье. Флаг красный. Кровь красная. Порох сизый. Но странный Жан Вальжан. Крученый, верченый Жавер, самый положительный персонаж романа и фильма. Если служба долгу - блеф, то лучше нырну я в канализацию. Жан Вальжан, беглый каторжник, между тем поет и выползает с израненным Мариусом из дерьма. При этом еще и поет (надо сказать - паршиво). Мариус - Козетта: любовь-морковь. Фантина вообще является светлым призраком - всех целует, всех благословляет. Опять же, что-то мычит Джекман. Кто с кого списывал - Дюма с Гюго или Гюго с Дюма. Монте-Кристо у Дюма «позабористей» будет - капитан - узник - богатей. Несколько проще у Гюго: узник - беглец - фабрикант - свихнувшийся на Козетте богатый рантье (на что-то же, и недурно, они существуют?).

Сначала ко мне явился Гаврош. Второй класс, школьный пионерлагерь, тоненькая книжица в бумажной обложке - житель внутри муляжного слона, бездомный сорванец. Потом книжка про Кожедуба, и снова тонкая книжка в бумажной обложке - Козетта. Какая странная у автора фамилия - Гюго, будто толстая зеленая змея. Нет бы Витя, а то - Виктор.

Осень 75-го. Вторая (страшная по напряжению) четверть восьмого класса. Ноябрь-декабрь, ночами напролет, под одеялом, то со свечкой, то с фонариком, прочитано все собрание сочинений этого самого Виктора. До сих пор дрожу от восторга, вспоминая те далекие ночные часы. Не Жан Вальжан и Фантина, а истинная «пружина» романа: Жавер - Тенардье (Саша Барон Коэн), жуликоватый, оптимистичный, наглый владелец грязной харчевни на постоялом дворе, где тянула лямку уж слишком несчастная Козетта. Этот мужик с гнильцой (гнильца заменила характер) мне сразу понравился. Рабочий кричит в «Марии Тюдор»: «Хлеб или смерть». Лакей встает у кормила власти в «Рюи Блазе». Сам Гюго: театр это трибуна! А по мне так, жестокосердный Тенардье и великолепная, до сих пор любимая женщина моей мечты - герцогиня Джозиана. Испорченный мальчик - дядя Игорь. Гюго думал: деспотизм государства - свобода личности. Но я-то знаю - вот Жильятт - лукавец, все вынес и свободен. Итог - самоубийство. И странный Жан Вальжан - не революционер, не христианин, а вечный каторжник того, что зовется тайной человеческого. Индивидуальный бунт не просто против богатеев. Бунт смертного против смерти, влюбленного против любви, мыслящего - против проклятия ограниченного мышления, страдающего - не пойми отчего. Стоит помнить - Пушкин читал стихи Гюго в подлиннике, а в конце 20-х девятнадцатого века Гюго создал лучшие свои стихотворные сборники. Пушкин, конечно, наше всё. А может, и Гюго наше всё? Может, оттого пацаны, однажды полюбив Гюго, обожают его всю жизнь? Гюго - Наполеону: «Спи! Мы найдем тебя в твоем гнезде орлином!» 8 Оскаров - нам, в России, некого искать нынче в гнезде орлином. И на Западе - некого. Не Саркози же с, прости господи, Ангелой Меркель или лысым Берлускони.

Tags: Кинош-ка-ка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments