i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Кинош-ка-ка. 5. Безродный художник

Говорят - художник безродный. Шиллер, стихотворение про раздел земли. Всем что-то досталось, а поэту (он опоздал) не досталось ничего. Творец спрашивает - а что ж мне? Бог - ну, садись пока рядом со мной. Безродность Бога. Безродность при Боге. Безродность, данная Богом. Хороший поэт, но неизвестный - народ не знает, и он безродный творец. Гений, и о нем (чисто, как всегда, случайно) узнают на родине. И вот вам - национальный (если не народный) поэт. Крики - кинематограф Италии (неореализм). Литература Франции. Это наши самородки, и оттого мы - достойный народ, не зря небо коптим. Камю - какой, к черту, французский писатель. Мерсо («Посторонний») - французский тип? А Д'Артаньян с Портосом, Атосом, Арамисом? Чуть ближе: Кайсын Кулиев - поэт небольшого народа. Но прячет свою национальную принадлежность. Не выпяченный мастер. Противоположность Кулиеву - Расул Гамзатов (прямо как Церетели) - выпятить, показать - я аварский уроженец. Сонеты Гамзатова - в аварском нет рифмы, там невозможна сонетная форма. Расчет на русского брата - талантливейшие переводчики Козловский и Гребнев - переведут записи Гамзатова так здорово, что и сонет получится, и еще кое-что. Гребнев и Козловский могли послать «поэта одного горного ущелья» куда подальше? Могли. Не послали. Советские люди (к тому же члены КПСС) - и вот у аварцев появился свой сонетосочинитель. Булат Окуджава с Фазилем Искандером - это Кавказ или это Кавказ как часть России. Кавказо-русские национальные писатели. Айги - авангардно-чувашский национальный писатель?

Ясно, что Отар Иоселиани не грузинский национальный деятель кинематографа. Он - деятель неореализма, появившийся на свет в Грузии. Национальный кинематограф (как литература и живопись) - элемент порочной жадности народа. И страха. Национальные режиссеры и писатели появляются тогда, когда они выгодны своему народу в деле повышения народного статуса и самомнения простых людей, гордо величающихся народом. Бывает так: у массы людей случается редкий период появления большого количества поэтов, писателей, художников. И вот уж эта неорганизованная толпа примерит корону не просто «народности», но (бери выше!) нации. Все это крайне важно в процессе распространения влияния, дележа территорий, войн. Эта самоидентификация через людей, которые, по определению, безродны, и есть главная загадка «национального». «Национальное» появляется не вместе с матрешками, поварешками, петрушками и лаврушками. Оно оживает при тяге бескрайней людской посредственности (ничто) к единичной и высокой безродности (нечто). Есть эта тяга - есть народ. Нет ее - нет и народа. А кино, литература, живопись, архитектура, скульптура - лишь формы реализации этой тяги. Кельнский собор. Готика (одинаковая, что во Франции, что в Германии). Начали строить в XII веке. Мастер упал, разбился. Надо бы плюнуть. Но нет - строили еще 600 лет. И сейчас еще продолжают строить величайшие сооружения мира. Оттого живо искусство немецкого народа. И искусство каталонцев не угасло (все тянут ввысь собор Гауди). Тревогу вызывают китайцы - ведь скоро могут сковырнуться. В Шанхае и Даляне понатыкают вычурных бетонных стекляшек. Только ведь мертво это. Как убогий чебоксарский «Макдоналдс». Стену-то, Великую Китайскую, непомерный по размерам китайский народ строить перестал. Только латают там, где осыпалось, да сшибают деньгу с туристов. Гляньте на мертвые пирамиды Хеопса в Гизе. Окиньте взором развалины Луксора. То же самое - но очень скоро - будет и в Китае.

Собственно, о Попогребском. Шуму много. Наград. Возят по заграницам. Чуть ли не гений. Два раза смотрел «Простые вещи». Понял - не простые они, а намеренно примитивные. Читаю и слушаю «русский рок» - «Наутилус Помпилиус» (каково название!), «ДДТ» (специальное пахучее мыло для дезинфекции). Конечно же, «Мумий Тролль» и Земфира. Проще и лучше всех «Гражданская оборона», но ни к Попогребскому, ни к «брату» его, Макаревичу, ни к «племяннику» его, Бутусову, Летова никаким боком пристроить нельзя. Он, Егорушка, матерщинник и крамольник, другой. Он художник безродный, народом не востребованный. Любимый актер Попогребского - Сергей Пускепалис - вылитый Бутусов. Растолстевший Пускепалис уже играет в «Метро». И вновь - скромный враг. Вспомнил - «Простые вещи» - копия фильма Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Только Збруев уже старик, да Неелова - бабушка, а вместо американской девушки - Броневой.

Tags: Кинош-ка-ка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments