i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Кинош-ка-ка. 2. Танцующий Хичкок

Хелен Миррен - кинематографическая королева - жрица всемогущего Страха? Бог с ним, с Хопкинсом. Он давно в дружбе с ужасным, помогает выжимать деньги из зрителей-ротозеев. Я про фильм Саши Джерваси «Хичкок». Этот Хичкок ассоциируется в моей голове с Черчиллем. Оба лысые, толстые, пьющие (опять же, сигары) и предельно циничные. Степень цинизма (один - в политике, другой - в кинематографе) - залог их ума и способности верно предвидеть некоторые очевидные вещи. Пишут: фильм о Хичкоке - типичное голливудское фуфло. Старик-пьяница Хичкок живет с супругой Альмой (Миррен). Шикарный домина. Голубой бассейн. Роскошное авто. Вполне традиционные ходы - Хичкок (творец и гений) не столь ужасен, как голливудские воротилы, требующие от Алфреда снимать беспрерывно что-то похожее на имевший огромный успех фильм «На север, через северо-запад». Но мастер противится. Он хочет снимать новое кино и задумывает фильм «Психо». Денег воротилы на «Психо» не дают, и Хичкок снимает картину на собственные средства - закладывает дом с бассейном, роскошное авто, акции, собственную репутацию. Бунт творца, индивидуальный риск – все это уже было. Например, в «Авиаторе» с Ди-Каприо. Конечно же, у Хичкока - бунтаря и новатора - все получается. «Психо» - первая картина, давшая начало кино-сагам про серийных маньяков и извращенцев, и изощренный гимн безобразному - обретает небывалый успех, длящийся вот уже несколько десятилетий. Известно - все творцы различного рода «шедевров» на ниве извращений и психических расстройств вели, как правило, размеренный образ жизни. Фильм, однако, получился у режиссера не просто неудачным (у всякого бывает), а намеренно неудачным. В жизни Хичкок и его верная Альма представляли скучных, хладнокровных монстров. Вступление в зону смерти требует «намеренного умирания» от бродящих в этой сумеречной зоне. Хичкок был одним из немногих великих путешественников в долине смерти, и режиссер намеренно показывает скуку внешней жизни этого талантливого монструозного урода. Две комнатные собачки. Старуха жена. Бутылка виски. Вечные прогулки к холодильнику (впечатление - огромный домашний рефрижератор - третье действующее лицо всей этой намеренно скучной серятины). Чернышевский сказал: одно дело нарисовать прекрасное лицо и совсем другое - прекрасно нарисовать лицо. Хичкок из тех, кто прекрасно рисует любые лица. Алфред предпочитал «безобразные» лица (искусство должно существовать по нашим понятиям - тоже Николай Гаврилович). Красота формы без осмысленного содержания - и здесь Хичкок – среди первых (в искусстве нет мастерства вообще). Аристотель - искусство способно «снять» чувство отвращения, вызываемого безобразием изображаемого, и переделать его в чувство эстетического удовольствия. Хичкок там, где «удовольствие», но он совершенно не собирается быть на службе у так называемого «искусства» и облагораживать в изображении ужасное. Цель проста - ужасное идет рядом с шокирующей непосредственностью. Простодушный Белинский считал, что безобразное, изображенное «мастерски» и «высококлассно», с художественной точки зрения, служит разоблачению страшного и уродливого. Показывая ужас, художник показывает, какой могла бы быть жизнь, если бы не было этого самого ужасного. Будто бы Щедрин (Иудушка), Золя и итальянские неореалисты через показ безобразного влекут к неким идеалам. А вот декаденты никуда не зовут. Хичкок не отрицает ужаса жизни. Можно сказать, он, как Дали, средствами искусства утверждает мерзость и безобразие. Ужас не нуждается в утверждении. Кредо Хичкока - ужас есть сама жизнь. Не он первый. Бодлер «Цветы зла». Рихард Вагнер - после «Гибели богов» - страх, последний абсолют, оставшийся у людей. И Бюнюэль «Виридиана» - тогда же, когда и Хичкок. У испанца, во время оргии, нищие рассаживаются по подобию «Тайной вечери» Леонардо. Кто сказал, что «Сифилис» Маяковского - это призыв к прекрасному через безобразное. Готов бы был поверить, если бы поэт не застрелился. Не сифилис тела, а хуже - сифилис духа. У испанца Бюнюэля какой-то мрачный юморок. У Хичкока нет и того - апелляция к самой жизни. Снимал про реального психа. Долго не мог узнать Хопкинса в роли Хичкока. Но когда толстый человек начал пританцовывать под дикие вопли потрясенных ужасными сценами зрителей - узнал: он это, доктор Лектор Ганнибал с невозмутимой рожей (как у хладнокровного пирата Черчилля). И жена у него - хладнокровная английская аристократка. Они делали и будут делать деньги на всемогущем страхе. И они окажутся в победителях.

Tags: Кинош-ка-ка. 2. Танцующий Хичкок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments