В России среди людей, занятых хоть какой-то трудовой деятельностью, - следующее разделение: на крупных и средних предприятиях, включая госслужбу, образование, здравоохранение, трудятся 30 млн. человек. Это предполагает какую-либо организацию труда, наличие профсоюзов, возможность отстаивания собственных интересов. То есть это те люди, которые хоть как-то организованы в рамках производственных и иных процессов. Остальные: так называемые экономически неактивные – 18 млн. человек, ищут работу – 5 млн. человек, существуют случайными заработками – 9 млн. человек, трудятся в теневом секторе – 13 млн. человек, представляют малый бизнес – 12 млн. человек. То есть две трети экономически активного населения никак не организованы. Говоря традиционным языком, они представляют собой мелкобуржуазную массу, люмпен-пролетариат и откровенных гопников. Это как раз те люди, о судьбе которых взывают к депутатам, представителям исполнительной власти, заявляя: а что вы сделали для народа? Депутаты и чиновники вполне законно спрашивают: а что вы имеете в виду под «народом». Вопрос отчасти имеет под собой основание. Ведь гопники, люмпены, домохозяйки и мелкобуржуазные элементы – великолепная среда для возникновения, к примеру, фашизма, а также иных идеологических извращений, которые трудно было представить еще в середине 20 века (как вирусы свиного и птичьего гриппа). Эта среда порождает какие-то немыслимые, древние формы зарабатывания себе на жизнь.
На улице Якимовской на всех столбах объявление: «Копаем все!» Некая бригада готова копать ямы, траншеи, колодцы, вскапывать огороды, да хоть целые поля – лишь бы платили. Работа простая – руки и лопата.
Повеяло чем-то родным. Я ведь сам из этой среды – и не гопник, и не пролетариат. Мой дед по отцу, покойный Иван Васильевич, еще до Великой Отечественной начинал землекопом. Ходили от деревни к деревни, рыли ямы, колодцы, погреба. И вот выясняется, что уже в 21-м веке профессия возрождается. С трепетом жду, когда по берегам Волги пойдут бурлаки, в больших деревянных чанах начнут замачивать шкуры зверей кожемяки, а маляры будут не просто красить заборы, но и выполнять художественные вывески. Для сапожника рисовать сапог, для пирожника – крендель, а для зубодера – выдранный зуб.
Один знакомый сказал мне, что нынче в селах Чувашии продается пятизвездочный навоз, а еще встречались объявления о реализации евронавоза. Как хорошо! Повеяло народным, онучами повеяло.