Categories:

Ленинград. 28 декабря 2017 – 7 января 2018. 24

Нация, имеющая развитую культуру, творит ее не бесцельно. Флорентийские неоплатоники, давая базу творениям Микеланджело, выдумали нечто особенное. Отталкивались не от Платона, даже – от Плотина (учил о Едином, превышающем Ум и Духовное). Единое «излучает» общее знание, а знание, основанное на непознанном Единстве, требует уединения, неспешности. Род бесконечного абсолютного знания выше голоса плоти и удовольствия. И горе ничтожно перед Единым. Необходима еще одна вещь, без которой уединение приведет к безумию. Это – свобода. Ничего сверхъестественного тут нет – речь о наиболее рациональном проведении малюсенького отрезка времени – биологической жизни индивида. Это необходимое есть «свобода». Независимость и одиночество – вот идеал изощренного ума. Кант следовал этому правилу. Языческие вопли о ценности семьи, материнства, любви к Родине его не трогали. Направлял верноподданнические письма и к прусскому начальству, и к матушке-императрице – Екатерине Второй. Вот тетка! Библиотеки, рукописи продвинутых французиков – у нее. Художественные достижения англичан – в сундук. Великий мыслитель своего времени – Иммануил Кант – туда же: «Высокочтимое Ваше Высокородие, спешу уведомить…». Кант понимал, зачем он «гонит туфту» (оставьте меня в покое, черти, у меня ни жены, ни детей). Свободен и имею возможность «познавать». Екатерина Вторая знала, что «Кант знает». Власть дает главное – освобождение от мнения толпы. Если общепринятое мнение навязано, то властный человек имеет право на свою непохожесть, вплоть до полной глупости (у Рабле, в «Гаргантюа и Пантагрюэль» - «делай что хочешь»). Егозливые французики, в шестьдесят восьмом (так называемая «студенческая революция») орали: «Запрещается запрещать!»
Хороши украшенные виньетками массивные серебряные лохани. Одна такая тянет килограммов на пятьдесят. Красиво – можно голову вымыть, напихать льда. Хорошо подгуляв, недурно заполнить серебряную посудину шампанским. Пришла нищета -  вот тебе пятьдесят килограммов драгметалла. 1698 год – одна посудина. Хороша лоханка мастера Кандала, созданная в 1834 году. Портрет «Дамы в голубом», Гейнсборо, отсутствует: повезли на выставку в Японию. Рейнолдс («Младенец Геракл») на месте. Много фарфора – тонко, изящно, но раскраска бедноватая, серенькая. Как дождливое лондонское небо. Базальт, яшма служат основой для создания многочисленных медальонов. Джек Хаппер - «Портрет Шеридана» (спокойствие, никакой порывистости). Множество безделушек для услаждения состоятельных господ, табакерки с пасторальными пейзажами. Богатая тематическая коллекция: все короли Англии – от Вильгельма I до Георга III. Обратил внимание на картину неизвестного художника, создававшуюся с 1547 по 1550 год – «Портрет короля Эдуарда YI». «Английские» залы словно покрыты сероватой паутиной, сотканной из тончайших линий, обеспечивающих внутреннюю четкость. А вот на немецких произведениях присутствует «глубинная» тень. Фешин, академик, тем и знаменит – являет внутренние тончайшие нити. Модернов по- европейски. Фешин, изображающий обработку бабами урожая капусты, полевые работы, сельский праздник – «подкладкой» делает не сочный мазок, а сухую линию. Рахманинов – русский, а воспринимается драгоценным экспортным экспонатом. Петроград-Ленинград –явление из той же серии.
От англичан вышел. Попадаю в высокий зал с блестящим паркетом. В углу – тяжелые русские сани.