i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Заметки на ходу (часть 527)

В книгах эзопов язык дается труднее, чем в театре. Там – изгаляйся! Ничего не докажешь. Понимают – про Путина. А «юридически» - ничего подобного. Гоголь. «Ревизор».
Власть видит что к чему. Громить «кубло» не спешит. Во-первых, что такое власть? Это вчерашние зрители трусливых лицедеев. Они у власти в «консультантах».
Трусоватый зритель – учитель, врач, музейный работник. Если эту публику лишить труса-режиссера, то повымрут все от бесстрашия своего и бессилия. Кто будет учить детей и лечить стариков? Порой отдаем детей в такие руки, что мама не горюй. Других-то нету. А учить нужно. Но зачем им уметь читать и писать, если они будут такими людьми?
Классическая пьеса полезна власть предержащим. На просмотре «Ревизора» Николай I воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия».
На противоположной стороне реки тянулся мрачный замок Консьержери. Стало зябко, неприятно: государственная власть – страх – башни Консьержери – Гревская площадь – доктор Гильом. Разговор подержал: «Берут пьесу, там слово и актер. Слово можно обыгрывать как душе угодно: опосредованно соединить слово и предмет, жест. Соедини слово с предметом, жестом непосредственно, получится не просто парадокс. Возникнет конфликт, на первый взгляд бессмысленный, а на самом деле страшно смешной. Хохот сатаны. Взовьется в танце нечистый. Аннушку угораздило пролить масло. Покатилась отрезанная голова Берлиоза – атеиста и картезианца. Будто бы «смешной» роман. Кто и как хохочет?
Вышли на площадь перед роскошным зданием городской ратуши – «Hotel de Ville». Сооружена яркая карусель. С лошадками, на которых можно крутиться. Виден музей Помпиду. Стены прикрыты разноцветными трубами и металлическими конструкциями. Не музей, а химическое предприятие.
«Hotel de Ville» великолепен. Застывшая музыка – искусная и изощренная. Казалось, она звучит, гремит – торжественно, победно.
Пошли прочь от реки. Пустынный сквер. Сели на лавочку, разговор продолжился. Собеседник к парадоксальности соединения несоединимого на театральных подмостках вспомнил Беккета и Ионеско. К месту.
Продолжил: «Был ли смельчаком Мейерхольд, о ком сожалеют? Был ли талант? Может, он был мелкий. Вахтангов с «Принцессой Турандот» опомнился. «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева – временный «выверт». Кантата «Александр Невский» - вот мощь! Не зря евреи издевались над Мейерхольдом в «Двенадцати стульях». Сталин знал и Мейерхольда чуял. Всеволод Эмильевич сгинул в лагерях, а Булгаков остался жить. Где ум, где храбрость? И что есть случай? Пастернак жить остался, а Мандельштам – нет.
Театр ставит вопросы. На любом материале. Хоть на «Докторе Айболите». Айболит – страждущая интеллигенция, а Бармалей – тоталитарный правитель. А повернуть наоборот? Необычно. Где народ? Тяни-толкай? Обезьянка Чи-чи, и собака Авва. Слоны и носороги, которые разболелись и ждут Айболита. И доктор приходит! До слонов и носорогов добирается.
Тут-то и начинается. Всем станет страшненько.
Варианты сказки про Чипполино. Жульническая история про деревянного мальчика Буратино! Разыграть – действительно деревянный, оттого, что скотина – бесчувственная и жестокая.
Театральное искусство? Маскировка истинных намерений – да! Беспощадная бессмыслица – несомненно. Имитация бесстрашия за счет коверкания известных текстов фантазиями мерзавцев. Исчезает опера. Во что превратили «Евгения Онегина» Чайковского? Что такое «Войцек» Яначека? Кто позволил уродовать Чехова? «На дне» Горького в покое не оставили. Нового нет. Суть – гниение, процесс распада. О теле человеческом сказал. Была и фотография, были и Мане с Курбе.
Tags: Заметки на ходу
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments